Киноафиша Москвы

Фильм «Тоска Вероники Фосс»

Die Sehnsucht der Veronika Voss (1982, ФРГ)

5.2
Кино: «Тоска Вероники Фосс»
  • 16+ 1 час 44 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Кинозвезда Вероника Фосс страдает наркоманией и находится в полной зависимости от своего лечащего врача, добывающего для нее наркотики.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
236
9

Германия 1950-х. Спортивный обозреватель Роберт Крон (Тате) подвозит охваченную паникой незнакомку, выбежавшую под ливень с показа довоенного фильма. Когда он узнает, что перед ним звезда нацистского кино Вероника Фосс (Цех), сочувствие перерастет в профессиональный интерес, а вторжения актрисы в его жизнь становятся все назойливее.

«Вероника Фосс» — черно-белый фильм вовсе не о том, как морфий неумолимо губит ту, что была «всего лишь» звездой, «всего лишь» немецкой женщиной в эпоху газовых камер, а о самой сути кинематографа, о черном цвете и о цвете белом. Словно соблазнившись японской эстетикой, он поставил с ног на голову смыслы, вкладываемые в эти цвета европейцами. Черный — это жизнь: темнота кинозалов и ночь, до поры до времени оберегавшие пугливую птицу Веронику, плащ идеалиста Крона, перчатка, грозящая отмщением отродью доктора Мабузе, ныне известному как доктор Кац. Белый несет смерть. Ее излучают стерильные халаты врачей-убийц, она врывается на экран ослепительным светом. Как-то раз Фассбиндер указал себя в титрах не как режиссера, а как директора постановки — а-ля тридцатые. Вряд ли он всерьез хотел быть автором комедий с Вероникой Фосс — он просто снимал XX век с точки зрения проигравших. А в лихорадочно возвращающейся к жизни Германии поражение потерпели все: и те, кого освистали, как Веронику, и те, кто выжил в Треблинке. Победил лишь один всемогущий бог одиночества, тоски и тревоги — бог Морфий. Впрочем, Фассбиндер прекрасно понимал, что история входит в частную жизнь не как трагедия, а как мелодрама, и былые звезды вовсе не умирают, а просто переселяются на бульвар Заходящего Солнца.

4

Отзывы пользователей о фильме «Тоска Вероники Фосс»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Злая и острая вариация на тему «Бульвара Сансет» от режущего правду немецкого режиссера Фассбиндера. Вероника Фосс (Росель Зех) – яркая звезда кинематографа, которой на улице не дают прохода поклонники, в магазинах бесплатно отдают покупки, продюсеры и режиссеры рвут друг друга на части ради ее участия в их фильмах, сценаристы выстраиваются в очередь на ужин с ней, вся ее жизнь – это свет софитов, машина с утра на съемки и вечерние светские рауты в окружении знаменитостей. По крайней мере, так думает она. На самом же деле никто ее уже давно не помнит, продюсеры в ужасе прячутся по кабинетам, когда она прибывает на студию с очередным скандалом, муж-сценарист давно ее бросил из-за ее пристрастия к бурбуну и таблеткам, а в фильмы ее не берут уже давно по целому букету причин. Она живет в психиатрической клинике, в которую превратился ее дом, так как врач, ради квартиры, угощает ее периодически морфием. Но тут ее обыденное скатывание на дно внезапно окрашивается появлением человека, который в нее влюбляется по-настоящему. Но он и не подозревает, в сердце какой трясины он шагает, так энергично размахивая руками.

В основе сюжета фильма лежит реальная история немецкой актрисы Сибил Шмитц, которая не смогла пережить без душевных ран революции в кинематографе, и закончила свою жизнь в клинике, подсев на наркотики. Другой параллелью, особенно в отношении актрисы и ее продюсера, а также миром кино как таковым, является, конечно, персонаж фильма «Бульвар Сансет». Опять же, именно появление чужака из внешнего мира будоражит зыбкий мир иллюзий потерянной в своем мире списанной в тираж актрисы. Впрочем, Фассбиндеру мало оригинальной драматической завязки, и он расширяет мир персонажей своей картины за счет шикарной пожилой пары с памятью о концлагерях, едких журналистов, паразитирующих на человеческих трагедиях. Опять же, личностные переживания героев выходят за привычные рамки, умещавшиеся обычно в творческие терзания. Там, где Билли Уайлдер уделяет этому лишь скупые 5-6 минут, Фассбиндер разворачивает целую дополнительную сюжетную линию.

Эмоционально фильм буквально пропитан болью одиночества, разочарованием непонимания, злостью на жестокость и циничностью людей, для которых яркий свет бессмертных творческих осколков прошлого – лишь запылившаяся фотография на стене, которую не успели вовремя подписать. Отсюда и вечный драматургический прием Фассбиндера, который всегда разрешает конфликты своих фильмов в пользу смерти и поражения, чувствуется наиболее уместным. Как художник, режиссер никогда не шел на компромиссы. Так и тут, или свет софитов и любовь зрителей, или холодная кровать и смертельная последняя дорожка. Один из самых известных, популярных и любимых фильмов Фассбиндера. И от этого еще более грустно, что фильм стал последним, который появился в мировом прокате при жизни режиссера.

0
Фото scheet
отзывы:
600
оценок:
601
рейтинг:
96
5

Потрясающа даже не сама чёрно-белость фильма, а игра светом и тенью в его чреве. Наряду с великолепным кадрированием общая картинка очень часто смотрится эффектно. Персонажы вышли достаточно сухими, а с учётом вклинивающейся в сюжет попытки журналистского расследования, "Тоску Вероники Фосс" можно частично считать этаким нуаром по-немецки. Сама роль Фосс отложилась значительно меньше по сравнению скажем, с циничной докторшей Кац. Чувства главного героя к актрисе так и остались не столько неразделёнными, сколько не понятыми им самим. Ужасов постнаркотического синдрома Фассбиндер не показал, и вобщем правильно. А вот конец, несмотря на его полнейшую простоту, выглядит жестоким. А ведь ещё хочется, чтобы добро восторжествовало. Но в этот ли раз?

0
Фото Nina Morozova
отзывы:
2
оценок:
8
рейтинг:
2
9

"Тоска Вероники Фосс", фильм талантливого немецкого режиссёра Фассбиндера интересен не только сюжетом и блестящим мастерством режиссёрской, актёрской и операторской работы. От многих современных фильмов он отличается сильной и многогранной философской основой, глубиной анализа затронутой проблемы. Это, прежде всего, фильм о добре и зле, вечно существующих в мире. О жертвенной любви, на которую оказалась способна возлюбленная репортёра Крона. Она сумела понять его чувство к бывшей кинозвезде , скорее жалости, чем страстной любви . Она попыталась спасти и его, и её, но погибла. Сам Крон смог лишь сделать попытку разоблачения способов обогащения престуного врача психитатра, женщины с тёмным прошлым, на которое режиссёр даёт небольшой намёк. На самом деле в жизни чаще так и бывает, когда человеку не хватает мужества и стойкости бороться и на самом деле найти правильный выход, чтобы помочь себе и близким. В этом отличие фильмов Фассбиндера от пресловутых хеппи эндов Голливуда и пр.. Человек - такой какой он есть, со всеми его слабостями и неисполнимостью желаний. Фильмы этого режиссёра отличаются очень сильным актёрским составом. Н.Морозова.

0
Фото runas
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0

Благородный черно-белый. Много красивых кадров. Вот, например, в самом начале: темно, дождь, парк. Мокрые стволы деревьев блестят, спины героев блестят... Хотя, если вдуматься, то откуда там в парке может взяться такое освещение? Но какая разница... красиво.
Детективность сюжета раздражает. Слишком наивно. Ну морфий, ну зарабатывают, ну убили. И все так серьезно. Если бы это снималось не в 1981, а в 1951, тогда да.
Самое лучшее в фильме - это песня, которую поет Вероника. Что-то про lips и meadow... one man, one wife... ла ла ла... Очень понравилась!

0

Галерея