Фильм

Фильм Кикуджиро

Kikujiro no natsu (1999, Япония), IMDb: 7.7

7.5
7.7
Кикуджиро – афиша
© Bandai Visual Company
1/12

Трогательная трагикомедия Такеши Китано

Девятилетний Масао (Юсукэ Сэкигути) решает отправиться к морю на поиски мамы, которую он видел только во снах. Защитить мальчика от невзгод поручают сорокалетнему инфантилу и алкоголику Кикуджиро, которому режиссер и исполнитель роли Такеши Китано («Куклы», «Беспредел») дал имя своего отца. В отличие от большинства работ японского постановщика, «Кикуджиро» — не боевик про якудза, а мелодрама о взрослении. Причем сразу двух центральных персонажей. И то, что эта история была рассказана уже десятки раз — «Человек дождя», «Центральный вокзал», «1+1», — не спасет вас от слез в финале.

СтранаЯпония
Продолжительность2 часа 2 минуты
Дата выхода5 июня 1999
Дата выхода в России6 июля 2000
Официальный сайтКикуджиро
Возрастное ограничение0+
Японский актер, который во всех своих работах (кроме режиссерских) подписывается как Бит Такеши — в дань памяти о комическом дуэте «Два Бита», в котором он когда-то состоял. Первая его большая роль была в «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы, а режиссерский дебют состоялся в «Жестоком полицейском», которого изначально должен был снимать Киндзи Фукасаку (позднее Китано все-таки сыграет у него в дилогии «Королевская битва»). Окончательно авторский стиль Такеши оформился в «Точке кипения» (шокирующая жестокость, причудливый черный юмор, долгие стоп-кадры), при этом фатализм главного героя в «Сонатине» тоже стал визитной карточкой режиссера. В середине 90-х Китано разбился на мотоцикле — с тех пор запрещает снимать себя с правой стороны, так как эта часть его лица оказалась парализована. Сразу после выздоровления поставил фильм с символическим названием «Ребята возвращаются», в дальнейшем у картин Китано была разная судьба: «Фейерверк» удостоился приза Венецианского фестиваля, а «Кикуджиро» — десятиминутной стоячей овации в Каннах. «Брат якудза» был тепло принят в США, а «Затоичи» стал наиболее коммерчески успешным фильмом режиссера в Японии. Одной из самых визуально привлекательных картин Китано принято считать «Куклы», хотя сам он считает, что ее неправильно поняли. Переборов в нулевые творческий кризис, Такеши продолжает снимать и сниматься, в том числе и в американских фильмах, но на Западе почему-то актеру предлагают роли в основном в киберпанке — «Джонни Мнемоник» и «Призрак в доспехах» тому в подтверждение.

Рецензия «Афиши» на фильм «Кикуджиро»

7

Маленький мальчик (Сэкигути) мечтает разыскать маму, которая давно оставила его и живет где-то у моря. Сопровождать его, так получилось, направляют случайного мужика (Китано) — хулигана, бузотера и выпивоху.

В случае с «Кикуджиро» Китано спроворил нечто для себя нетипичное. Типичен только он сам в главной роли — человек с недвижимым лицом-маской и добрыми глазами, не уступающий обаянием Джеки Чану (с тем же добрым взглядом и обаянием он в других своих фильмах втыкает в глаз противнику розочку, сделанную из бутылки, или острые палочки для еды).

После того как герои пытаются остановить попутку при помощи металлического шипа и та заваливается в кювет («Побежали скорей отсюда», — говорит Такеши мальчику), смеешься минут пять. Соединение юмора и трогательности — ход безошибочный. Рассказ о том, как мужчина обретает друга-сына, а мальчик — друга-отца, растапливает самые суровые плейбойские сердца. Один знакомый признался, что прорыдал весь финал фильма, в темноте зала размазывая слезы кулаками.

11 марта 2008
9

Травинка тянется к небу. И небоскреб тянется к небу. И музыка эта тянется. К небу? Не известно.

Это мир, где не говорят пафосных слов. Это мир данностей. Тут никто не называет друг друга добрым и не гладит по головке за хороший поступок. Тут просто делают. И если видят, что маленький мальчик переживает из-за того, что его бросила мама (с неизвестным дяденькой и – ах – с другим мальчиком), просто берут и поддерживают брошенного ребенка. Защищают его от маньяков. Покупают ему рубашки. Играют с ним. Дарят ангелов (как будто бы от мамы). Переодеваются из нахальных недалеких хулиганов и крутых байкеров – в смешных инопланетян и веселых морских чудищ.

Это мир одиночества, скрывающийся под маской брутальности и жесткости.


Это мир маленьких открытий. Радостных и захватывающих, пугающих и отталкивающих.

Но это мир, в котором насилие существует где-то за пределами. За гранью. (Дяденьки вышли в поле не чтобы сделать друг другу больно, а чтобы просто поговорить, с забавной нелепостью размахивая руками.)

Это мир дороги.


Японские дороги не такие длинные, как у европейских Улиссов. Но такие же насыщенные событиями и приключениями. И еще мечтами и снами. В том числе в чудном коктейле «личный опыт пережитого наяву + увиденное по телевизору + архетипы японского коллективного бессознательного».


Травинка тянется к небу. И небоскреб тянется к небу. И волны все катятся, катятся, перетекают и где-то там, у горизонта, тянутся к небу.

И музыка эта тянется. К небу? Не известно.
Но она тянется и тянется. И тянется не так, как музыка Нейла Янга в «Мертвеце», похожая на оргазм, который все время мучительно оттягивается-откладывается.
Нет, музыка этого мира (мира одного лета одного японского мальчика) тянется куда-то вдаль, по той дороге, куда идешь, чтобы встретить детство, а встречаешь взрослую жизнь.


19 февраля 2011
9

Кикуджиро
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА http://rassssvet.ru/kino/takeshi-kitano-kikudzhiro-2/

Фильм «Кикуджиро» снят довольно известным режиссером из Японии - Такеши Китано. Вероятно, его имя вам известно по фильму «Брат Якудзы», где он играл главного героя и был постановщиком картины. Такеши Китано , без всякого сомнения, личность неординарная даже по скромным Японским меркам. К счастью, это пошло фильму на пользу, а не наоборот. Эта неординарность выражается в довольно разных формах. Например, очень долгое время, Такеши был участником комического дуэта и веселил публику в стрип. барах всякими выходками. Или его талант танцевать чечетку, по величине, сравним с режиссерским. (Напомню, что чечетка для японцев, тоже самое, что и для нас японский танец с веерами). Примечательно, что Китано набрался жизненного опыта в совершенно различных сферах жизни - он успел поработать лифтёром, привратником, официантом, узнав строгие нравы могущественной якудза. И именно эта фабула его жизни обличает и создает непередаваемую и неповторимую атмосферу игры деталей в его творчестве. Эта жизненность фраз, диалогов, безусловно, сразу дает понять зрителю, что режиссер много видел и это свое виденье не испоганил лишней надуманностью и бездарной фантазией. Смело заявить о том, что все его фильмы плод дерева возвышенной гениальности – я не могу. Но определенные работы заслуживают более чем подробного внимания.
Одна из таких картин и есть «Кикуджиро». Мягко выражаясь, это не совсем схоже по жанру кино с другими картинами. Если в предыдущих, от бесперебойной стрельбы и крови можно оглохнуть и захлебнуться, то в этом, все насилие ограничилось попыткой одного персонажа склонить другого к половому акту, и парой драк.
Сама история, про маленького мальчика, который отправился на поиски своей матери, уехавшей на заработки. Ему в помощь был дан огромный, чуть глуповатый мужик (его роль талантливо исполняет сам Такеши), которого больше всего интересует не помощь мальчику, а женщины и постоянные проигрыши в беспроигрышную японскую лотерею. Тандем, надо сказать, до невозможности колоритный. И эта колоритность еще и оформлена громоздким смыслом.
На протяжении всего фильма происходит обоюдный духовный рост двух главных героев за счет друг друга. И если у героя Такеши – Кикуджиро он происходит строго ввысь, то у Масао - вширь. И это два качественных различия. Масао приходится смириться к концу фильма с потерей матери, несмотря на то, что он ее нашел. Мать Масао обустроилась в другой семье и вовсе забыла своего маленького сына. Ребенок совсем маленького возраста уже и до этого, судя по поведению, был старше своих лет. Он снисходительно относится к выходкам сопровождающего его взрослого обалдуя и не обижается на то, что тот изъял у него все средства на дорогу к матери, с целью просадить их в тотализатор. Но эта взрослость скорее продиктована правилами приличия и их пониманием, нежели опытностью жизни. И осознание того, что у его матери теперь другая семья, другие любимые дети, а он забыт - задает ему сильный темп личностного роста.
Что до истории Кикуджиро, то будучи не основной линией развития сюжета , все-таки она трогает до глубины души своей грустной жизненностью и реализмом детской трагедии. Кикуджиро – давно не ребенок, но его поведение, его мотивы поступков беспечны и необдуманны как у 8-ми летнего мальчика. И по ходу фильма встает вполне рациональный вопрос – Кто кого сопровождает? Кикуджиро - Масао? Или мальчик Масао - Кикуджиро? Однако и он к концу фильма обрел недостающую часть своей психологической взрослости относительно физической. Сценарий повернул историю таким образом, что Кикуджиро попал в дом престарелых к своей одинокой матери (она его не узнала). И немая сцена того, как он смотрит на нее, заставляет его понять и осознать ценность драгоценной связи - мать и сын, к которой так стремится мальчик Масао. И одновременно заставляет исчезнуть, то чувство безразличия к затее мальчика, и даёт новое чувство сопереживания и желания всеми силами способствовать их будущей встрече.
Реализма, а, следовательно, и чувства натурального восприятия, прибавляют небольшие тонкости - отдельные сцены возникающих проблем, которые герои преодолевают вместе. В этих сценах есть что-то свое, индивидуальное - нежное и доброе человеческое отношение Масао к Кикуджиро, прерываемое опасными ситуациями реальности нашей жизни (Масао заночевал в темном парке, и к нему пристал педофил, которого намордавал вовремя подоспевший Кикуджиро).
Все вышеописанное настолько чутко и внятно визуально оформлено, что, несомненно, не отвлекает от внутреннего происходящего в фильме. В этой истории нет режиссуры кадра, всяких навороченных приемов или гениальных зрительных идей подачи. Здесь режиссура, совсем иного рода – режиссура душ и поведения, что, без сомнения, является одним из высших форм проявления человеческого искусства.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ НА http://rassssvet.ru/kino/takeshi-kitano-kikudzhiro-2/

1 мая 2012
7Увидеть мир глазами ребёнка

Закройте глаза и представьте на минуту, что вам шесть лет. Представили?
Какой огромный и опасный мир открывается перед вами! Чтобы вы в нём
не потерялись, бывший осуждённый поможет вам найти свою родную маму.
Даже если ваши поиски не увенчаются успехом, компания романтиков с
большой дороги поможет вам скрасить летние каникулы и со свежими
впечатлениями вернуться к бабушке.

23 февраля 2010
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про детей
Лучшие фильмы про детей
Лучшие фильмы про детей
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость