Киноафиша Москвы

Фильм «Капли дождя на раскаленных скалах»

Gouttes d`eau sur pierres brulantes (2000, Франция)

6.4
Кино: «Капли дождя на раскаленных скалах»
  • 18+ 1 час 30 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Пронзительная гей-драма Франсуа Озона

Наивный молодой Франц знакомится на улице с Леопольдом, преуспевающим бизнесменом намного старше его. Леопольд приглашает юношу пожить у себя. Между ними вспыхивает бурный роман. Но он вскоре сменяется кошмаром «супружеской жизни», когда партнеров связывает только постель. Франц превращается в запуганную «жену-домохозяйку», к которой постоянно придирается «муж-деспот», ищущий повод для ссоры.

Режиссер фильма «Капли дождя на раскаленных скалах»

50 лет Фильмов: 24

Яркий представитель так называемого «кинематографа тела»: его фильмы отличает высокая степень сексуальной раскрепощенности (равно как и картины испанца Педро Альмодовара). В своих работах Озон заходит на территорию романтических комедий, детективных историй, мелодрам, но ему всегда удается сказать что-то большее за узкими рамками жанра.

Уже первый полнометражный фильм режиссер «Крысятник» получил хорошие отзывы критиков. Далее последовала адаптация сценария немецкого режиссера и драматурга Райнера Вернера Фассбиндера «Капли дождя на раскаленных скалах», однако мировую известность ему принес мюзикл «8 женщин», во многом благодаря звездному актерскому составу, состоящему из Катрин Денев, Изабель Юппер, Даниель Даррье, Фанни Ардан, Эмманюэль Беар и Людивин Санье. Первым англоязычным фильмом Озона стал «Бассейн», в котором, по его собственному признанию, режиссер показал, из каких творческих мук складывается написание сценария. Эта картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» МКФ в Каннах. Эту же номинацию получили «Молода и прекрасна» и «Двуличный любовник».

Отзывы пользователей о фильме «Капли дождя на раскаленных скалах»

Фото Оксана
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
20
9

Фильмы одного из наиболее известных представителей «новой волны» Франсуа Озона часто называют гомоэротическими. В принципе, так и есть: почти все его картины – об интимных переживаниях и о сексе во всех (ну, или очень многих) его проявлениях у гомосексуалов. Кстати, самого режиссера многие считают геем, хотя он о своей личной жизни не распространяется (и правильно делает: фильму – фильмово, а реалу – реалово).
«Капли дождя на раскаленных камнях» (Water Drops On Burning Rocks / Gouttes d'eau sur pierres brulantes, в ролях: Бернард Жирардо, Малик Зиди, Анна Томсон, Людвин Санье) – адаптация пьесы Райнера Вернера Фасбиндера, любимого режиссера Озона.
В фильме – сплошные связи: причинно-следственные, интимные… И сплошные шокирующие игры, сплошная ирония, сплошная свобода сексуальных взглядов, сплошной провокационный, хотя и изящный эпатаж на грани кича.

Начинается сюжет с простенького, казалось бы, разговора на «вечные темы»:
«– Вы любите свою девушку?
– Я перестал задавать себе этот вопрос. Нам просто хорошо вместе.
– Но что Вы говорите ей? Женщины ведь всегда спрашивают, любим ли мы их.
– Я говорю: «да». Чтобы меня оставили в покое. Я не считаю важным объяснять свои чувства.
– А что для Вас важно?
– Книги, театры… В общем, искусство».
Ах, милый 19-летний Франц, сколько юношеского эстетизма, наивности и максимализма. И вот тут-то выясняется, что для другого героя – 50-летнего Леопольда, познакомившегося с Францом на улице и приведшего его к себе домой, – важно совсем другое:
«– Я от всего получаю мало удовольствия. Когда происходит что-то новое – в этом есть свой шарм, но потом… А Вы, похоже, радуетесь жизни?
– Да…»

Но, видимо, не настолько Франц дорожит своим «счастьем». Когда умудренный опытом соблазнений Леопольд предлагает сыграть в игру (одевается в пальто и появляется на пороге спальни, изображая героя подростковых эротических снов Франца), парень отвечает ему и…
…и через какое-то время они уже живут вместе. Франц влюблен в своего старшего «друга» до безумия, как настоящая «жена» готовит ему еду, прибирается у него в квартире, холит-лилеет и терпит все его недостатки – ворчливость и занудство, доходящие до околопараноидала, признаки угасающего чувства, холодность и жесткость…
…и измену, предательство: стоит только Францу заикнуться, что он уходит к своей прежней невесте Анне (ну надо же было мальчику задуматься о том, чтоб уйти от разлюбившего его тирана-зануды и начать безгрешную гетеросексуальную жизнь), как Леопольд соблазняет саму его невесту. Впрочем, Анна очень даже этому рада («Меня возбуждает ситуация!»). Как и неожиданно появившаяся Вера, прежняя «жена» Леопольда – парень, который, влюбившись когда-то в него до безумия, сделал операцию по смене пола («Я почувствовал, что начинаю ему надоедать… Он сказал, что вот если бы я был женщиной, то… После моей операции он какое-то время был увлечен мною, я обманывал себя, что все будет хорошо, но вскоре все опять ушло…»).

От всего этого Франц чувствует себя еще более одиноким и несчастным. Понимая, что не сможет разлюбить Леопольда, он принимает яд.
Вообще в фильме очень много театральности:
слегка выпукленные психологические черты героев, например, во время вербовки ненасытным на наслаждения, но расчетливым Леопольдом юной, восторженной, хотя и расчетливой Анны прямо во время секса – та сидит на нем сверху, он спрашивает: «ты где работаешь? хочешь работать на меня?», а она отвечает: «почему бы нет?» (причем после рассказов Веры понятно, что это вербовка не иначе как на панель),
деление фильма на акты,
уж слишком острая напряженность и напряженная острота ситуации, вплоть до выстрелов из пистолета («и одною пулей он убил обоих» – точнее, хотел бы убить),
«театральные страсти» вроде сведения счетов с жизнью (Фрааанц, выпей йаааду…) и пренебрежения к трупу («он покончил с собой!» – «да он притворяется» – «нет, он правда умер!» – «ладно, ну его, присоединяйся к нам в спальне» – перешагивая через тело бывшего любовника, Леопольд уходит продолжать оргию).
С кем только ни сравнивают героев этой пьесы: с персонажами Агаты Кристи (не даром все действие происходит в закрытом помещении, как в классическом английском детективе, вот ведь и труп появляется), с героем Джойса (которого тоже зовут Леопольдом… причем есть забавная такая трактовка, что, дескать, Озон не преминул лишний раз эпатировать публику, сделав прямой отсыл к герою «Улисса», который был евреем, а его Озоновский клон спит с явным арийцем, причем ариец-гомосексуал выступает в активной роли).
Сам Франсуа Озон весьма иронично относится к тому, что его считают скандальным режиссером. «Я стремлюсь снимать аморальные фильмы, которые могли бы изменить взгляды и сознание зрителя». Про Фасбиндера говорит, что тот
написал свою пьесу в 19 лет и в его фразе «любви не существует, существует лишь возможность любви» проявляется юношеский идеализм. Сам Озон считает, что любовь требует работы, и именно поэтому ему интересно снимать фильмы про безответные чувства, отверженность и ненависть в любовных отношениях.
В целом же, как пишут кинокритики, в фильмах Озона показана «травмированная сексуальность… фаллократическое общество, подсаженное на пенис, как наркоман на героин... После эры комплексов, когда кино скрывалось под слоем кокетливой иронии по отношению к своему прошлому, пришла пора искренности. Когда банальное «Я люблю» не заносится в кавычки».

Фото Мария Яковлева
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
5

Фильм на грани. Особо остро показаны эгоизм , нездоровая преданность и цинизм . Удивляет легкость принятия решений героев, что касается и самого Франца, и Анны , и Веры. Этот фильм изображает картину нереального мира, но в то же время идеальным его назвать нельзя. Ему присуща свобода желаний человека,но так ли нужна эта свобода таким желаниям? Это смесь искренних, но искаженных чувств человека и того холодного , страшного безразличия, отчуждения, что так избегают и страшатся влюбленные в самом начале отношений, но чаще всего приходят к этому, меняя лишь формы проявления. Фильм не оставляет надежды на счастье, только обреченность , никакого будущего . Творчество , каким бы оно не было, должно оставлять хоть намек на счастье, будь то слово, взгляд, жест , но быть он должен, иначе нельзя.

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
360
7

Франсуа Озон представляется мне очень грустным человеком. Ни в одном его фильме люди не были счастливы, а тем более, вместе и в браке. И если можно было бы логично объяснить печальные нотки в «5X2», то «Капли дождя на раскаленных скалах» демонстрируют то, против чего я еще недавно выступал — трактовки картин месье Озона через призму его личности и его надломов. Однако, даже рассказывая о гомосексуальном браке, сторонником которого он по идее должен являться, месье Озон полон черного сарказма и невыразимой печали. Я бы хотел повторить тот вопрос, которой задал раньше, в отзыве на «5X2»: верит ли месье Озон в счастье двух людей в принципе?

«Капли дождя на раскаленных скалах» относятся к раннему, успешному периоду его творчества, бурлескному и эпатажному, а ранний Озон по определению великолепен. Взяв за основу раннюю пьесу Райнера Вернера Фассбиндера, великого немецкого режиссера и гомоэрота, он представляет нам на свой суд изобретательную историю одних несчастливых отношений с двойным дном, причем историю, завязанную не стереотипах, кажущихся такими реальными. Юный Франс по глупости приезжает в гости к взрослому мужчине Леопольду и строит из себя невинность, когда тот его со всех сторон обхаживает. Хочется воскликнуть: «Что за бред! Откуда такие наивные берутся?» и первый акт пьесы Фассбиндера-Озона действительно отдает чем-то абсурдным, и вместе с тем чем-то настоящим. Мальчик, еще недавно собиравшийся жениться на своей подруге Анне, внезапно открывает для себя, что с мужчиной ему лучше и остается жить у Леопольда на правах жены. Первый использованный стереотип, но имеющий место быть в реальности, это соблазнение взрослым мужчиной юноши, а второй, изображение однополого гражданского брака, как гетеросексуального, что тоже имеет место быть, так как все мы воспитаны в одном обществе и всем нам привиты одни более ли менее культурные и социальные модели.

Леопольд, рассказав про свои отношения с бывшей девушкой, с которой прожил семь лет, фактически выложил все карты на стол и честно расписал Франсу его будущее с ним: он человек невыносимый, нов постели у них будет все в порядке. И действительно, не проходит и пары месяцев, как отношения Леопольда и Франса скатываются в самые темные бездны буржуазной семьи. Постоянное брюзжание и недовольство Леопольда проверяет Франса на прочность, и сразу же становится ясно, что долго так продолжаться не может, и постепенно Франс сходится со своей бывшей девушкой Анной. Но, как я отметил, история с двойным дном.

Собственно не важно, в каком составе живут люди. Семья ли это или пара мужчин, отношения в данном случае, выставляются как умелая манипуляция и счастье одного большее, чем счастье другого. Кто-то вступает в брак по любви, а кто-то по удобству. И последний кто-то, тот, кому комфорт важнее человека, является ведущим в таких отношениях. Можно был бы сказать, что легкая манипуляция, оправдывается наставлением молодого поколения, или помощи любимому человеку, который совершает ошибки, но Озон в своей художественной выразительности довольно резко очерчивает свое отношение к этому и доводит до крайности.

Понятно, что такого отношение, какое демонстрирует Леопольд к Франсу, не выдержит никто. Даже сильная любовь Франса, показанная Озоном как нездоровая зависимость не способна сгладить противоречия, но в утрированном варианте мы видим быстрое развитие событий, в варианте обыденной жизни все может длиться дольше и накапливаться по мелочам, а может еще быстрее, если манипулируемая сторона не наберется терпения. В «Ситкоме», высмеивая институт семьи, Озон не был так убедителен, скатываясь в полную фриковость. Тогда было весело и совсем не грустно. В «Каплях дождя на раскаленных скалах» Озон играет с самой распространенной моделью отношений межу людьми, и его грустный, почти убийственный сарказм вообще не оставляет никому право на счастье.

Можно не считать Озона гением, но нельзя не считаться с Фассбиндером, чей блистательный текст зазвучал в картине Озона. Зная о печальной судьбе самого Фассбиндера, можно лишь догадываться, какие демоны снедают душу французского режиссера. Улыбнитесь, месье Озон. Вы талантливы, а мир удивителен, и в нем, все же, еще есть счастье двоих, редкое, кратковременное, но есть.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Первая нормальная полнометражка от Озона. Местами даже хорошая. Особенно хорош Бернар Жиродо – беспрестанно вальяжный, самодостаточный и естественный. Но и все остальные актеры (их всего трое, кроме Жиродо) подобраны точь-в-точь. Первая половина фильма – сплошь пидорасская, поэтому не очень. Но вот в четвертом акте – он кажется или действительно является самым длинным – стало довольно круто. Особенно крут потрясающий танец вчетвером под какую-то абсолютно суперскую песенку. Фильма насквозь формалистская, что для разговорной комедии – самое то. То есть фильма вполне недурная: сценарий, режиссура и актеры – на уровне с локальными вспышками выше всякого среднего.

Фото Игорь Фролов
отзывы:
20
оценок:
419
рейтинг:
64
7

Трансексуал, педераст-неофит по имени Франц и его девушка (стоп! статус Франца обновился), которых в хронологическом порядке, поочерёдно и вместе соблазняет быстро устающий от всего пятидесятилетний Леопольд предлагают зрителю свои экстремальные и не особо отличающиеся друг от друга варианты развития отношений между полами.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить