Киноафиша Москвы

Фильм «Бал»

Le bal (1983, Италия, Франция, Алжир)

5.2
Кино: «Бал»

Историческая драма Этторе Сколы

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Денис Горелов
отзывы:
48
оценок:
40
рейтинг:
287
9

В зеркальном заплеванном танцполе двенадцать пар несчастных протанцовывают новейшую историю belle France от Третьей республики к Пятой республике, от фланели до джинсы, от кадрили к хип-хопу.

Итальянец Скола слагает немую фрейдистскую оду соседней средиземноморской нации, побывавшей за век в сердцевине двух мировых и двух колониальных кампаний, но по-прежнему не любящей, не умеющей и не желающей воевать. Танцульки, флирт и пассивное «итальянское» сопротивление всему, что мешает первым двум, — вот три кита, на которых покоится современный французский характер. Отревут сирены, сгинут боши, уймутся карнавальные марксисты — и снова жирный котяра поманит на круг суетливую квочку, долговязый Пьеро сорвет пару коленец у стареющей снисходительной Мальвины, бойкий сын Магриба промурлычет комплимент на ушко деланой скромнице, а местная фифа Кармен умчит на середину робкого новобранца-солдафона с повесткой в Алжир. И всякий раз сквозь привозные ереси самбы, твиста и диско проступят аккордеон и труба городского шансона — Азнавура, Бреля, Беко, Шевалье. Галломаны капнут слезкой, а «иллюзионские» крысы оценят сквозную маску Габена (ван Спейбрук) — забияки-дезертира 30-х, работяги-неудачника 40-х, флегмы-комиссара 60-х. Единственного настоящего вояки, которым танцующая Франция прикрывается всякий раз, когда Всевышний начинает по-жегловски рубить: уговоры, мол, мои на тебя не действуют, ты все такая же попрыгунья-стрекоза.

1

Отзывы пользователей о фильме «Бал»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Один из самых лучших, изящных и оригинальных фильмов Этторе Скола, в котором нет ни одной строчки диалогов, не переставая звучит музыка, а действие истории не покидает помещение французского танцевального зала. Начало 20-х годов, дамочки усаживаются, прихорошившись, в ожидание кавалеров, которые не заставляют себя ждать. Поправив усы, сюртуки и галстуки, они с полной серьезностью распределяются по всему залу, создавая с трепещущими общения леди пары. В клубе будут танцы! Но вот, грозный гул самолетов и взрывы на улице заставляют покинуть здание всех, кроме бармена и парочки дам. В зал входит нацистский офицер в сопровождении подхалимствующего коллаборациониста. Офицер хочет танцевать, но получает категорический отказ. И вот, о счастье, звучат колокола – конец войне! Люди возвращаются в зал, потертые, помятые, уставшие, с трудом понимающие, что жизнь восстанавливается. И она набирает обороты. Одни танцы сменяются другими. Прически и одежды меняются с пугающей скоростью. Появляются телевизоры, кока-кола, негры, гомосексуалисты, панки, рокеры, все, что полагается 20-му веку. «Театр дю Кампаньоль» в бессмертном фильме Этторе Скола о духе времени в ритме танца.

Мало того, что фильм изящно и тонко подхватил все важные повороты в истории культуры, жизни, общества 20-го века, так еще и захватил множество таких тонких личностных штрихов, индивидуальных историй, интимных трагедий. В яростном калейдоскопе ярких событий мелькают и образы важных и любимых актеров, певцов, музыкантов. Идеальный монтаж, как на музыкальном, так и на визуальном уровне. Элегантная работа камерой. Тончайшая актерская игра, представляющая из себя уже не традиции немого кино, но и не разговорное, по понятным причинам. Фильм, о котором много говорят, тогда, как его надо много смотреть. Один из тех памятников 20-му веку, из которых понимаешь, что было все не так уж и плохо. Да замечательно было!

0
Фото Дмитрий Коган
отзывы:
63
оценок:
201
рейтинг:
46
9

Фильм единственный в своем роде. История 20 века как она видна из парижского кафе. Ни одного слова - танцы, взгляды, жесты, музыка - действие насыщено до предела, не оторвешься. Неизвестные, не слишком красивые, но великолепные и органичные актеры. Фильм обрывается на 80-х, давно пора снимать продолжение, но некому потягаться со Сколой.

0
Фото Адександр
отзывы:
8
оценок:
19
рейтинг:
8
9

Один из самых необычных фильмов, которые я смотрел. Когда заканчивается фильм, то даже не осознаешь, что в нем НЕ БЫЛО НИ СЛОВА. Только образы, музыка, танцы... Это как после тысячного прослушивания композиции Bobby McFerrin "Don't Worry Be Happy" не можешь поверить, что в ней нет ни одного музыкального инструмента!!!
Не уверен, что всем понравится, но посмотреть рекомендую :)))

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Ну вот зачем я обратно-таки ожидал от этой фильмы хуй знает чего? Ну да, решительно все отклики (в количестве нескольких десятков) об этом «Бале», попадавшиеся мне на глаза, были не просто положительные, но – восторженные. Все как один. Ну, думал я себе, еще одна «Кармен» будет, как у Сауры. Кармен, так сказать, два, а то и Кармен-один (ведь «Кармен» снята в том же восемьдесят третьем). Ага, хуя с два – и близко рядом с Саурой этот «Бал» не валялся. Дурацкая шарманочная музыка с омерзительными аранжировками. Всё снято с эдакими слащавыми огонёчками, в свете паточных софитов. Ожидаемых танцев особо и нет, что удивительно, – зато масса неуместных и длинных мизансцен, скушных сценок, унылого позерства. Решительно у всех актеров – придурковатые рожи и перманентные гримасы. Ну и вообще – немота даже Каурисмяки не всегда идет. Век Чаплина все-таки остался в веке Чаплина – в первой не половине даже, а, что ли, трети двадцатого века. В настоящих немых фильмах – то есть фильмах из дозвуковой эры – не было этой идиотской мимики, глупой жестикуляции. Уж лучше б и у Сколы эти персонажи беззвучно разевали рты, чем вся эта клоунада даунов. Скола даже не к Каурисмяки здесь приблизился, а к позорнику Стеллингу. Я бы с легкостью атрибутировал этот «Бал» создателю тупейших и скушнейших «Иллюзиониста» со «Стрелочником». Но нет – это, увы, Скола, режиссер однозначно хороший. Што с ним стряслось тут такое? Ужель непреодолимая пошлость восьмидесятых и в него проникла? В Сауру ж не проникла. Ну да вот ведь как.

0
Фото tieko
отзывы:
40
оценок:
413
рейтинг:
41
3

Когда я шла в кинотеатр на этот фильм, и размышляла о его названии, мне подумалось, что «бал» - это какая-то неожиданная метафора, но… В фильме итальянца Этторе Скола, как ни странно, действительно танцуют. И танцуют на протяжении всего фильма. В 1982 году режиссёр создал картину в необычном жанре «танцевальной притчи». И это на самом деле притча: о любви и одиночестве, о войне и смерти. Сменяя друг друга, перед нашими глазами проплывают танцующие пары, одно десятилетие сменяется другим. Меняются времена, меняются декорации и фотографии на стенах танцпола, неизменными остаются лишь люди: они всё так же флиртуют, смеются и плачут в прекрасном и яростном мире. Сквозь судьбы героев фильма красной линией проходит история XX века, перипетии мировых событий. «Бал» странным образом напоминает групповой портрет фильмов Феллини (особенно «И корабль плывёт»). Но там, где у Феллини неподдельное биение жизни, у Скола – лишь сверкающий блеск софитов, безукоризненная форма, чего не скажешь о содержании. Фильм этот по своей отчуждённости больше похож на балет (тогда как Феллини - скорее оперное искусство).

Это, безусловно, очень интересная и необычная картина, но она привлекательна какой-то холодной красотой. К ней сложно проникнуться искренней симпатией. В фильме нет ни одного диалога, слишком уж пунктирно намечены характеры персонажей. Да есть ли тут характеры? Скорее, это лишь абстрактные черты, которые каждый зритель выдумывает сам, как мы выдумываем человека, когда видим незнакомое лицо в полутьме танцевального зала. Это и не воспоминания, а будто бы отражение воспоминаний, мутная амальгама, расплывающийся узор на мокром стекле. Фильм о памяти, который странным образом ничем не отзывается в душе. Потому что, может быть, и не может вызвать никаких эмоций альбом с чужими фотографиями. Ты старательно всматриваешься в эти незнакомые лица, но так и не можешь разглядеть за пожелтевшей бумагой истории их жизни. Этот красивый и равнодушный фильм слишком уж идеален, словно не позволяет к себе приблизиться. И напоминает, по меткому выражению поэта, «красавицу, с которой не ляжешь». Такое очень рафинированное кино: из него убрали все лишние ощущения, чувства и мысли, и, к сожалению, это не добавляет картине очарования. Ведь это всего лишь бал - герои расходятся, чтобы, возможно, больше никогда не встретиться, и так же, без всякого сожаления, расстаёмся с ними и мы. Бумажные цветы не пахнут.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить