Фильм

Фильм Красная пустыня

Il deserto rosso (1964, Италия, Франция), IMDb: 7.5

7.1
7.5
Красная пустыня – афиша
Предоставлено пользователем: Gennady Karaban
1/8

Первый цветной фильм Антониони

Первый цветной фильм Антониони интересен в первую очередь работой режиссера с цветовой гаммой: Антониони намеренно меняет или искажает цвета в стремлении как можно точнее передать эмоциональное состояние героев. Джулиана молода, но несчастна, несмотря на то что у нее нет никаких особенных причин для депрессии. Однако ни любовь к сыну, ни адюльтер не помогают ей преодолеть жизненный кризис.

СтранаИталия, Франция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 57 минут
Дата выхода3 сентября 1964
Возрастное ограничение16+
Писал о кино в журналы Cinema и Bianco e nero. Став одним из теоретиков неореализма, решил перейти от слов к делу — и сам стал снимать фильмы. Выход знаменитой черно-белой «трилогии отчуждения» в 1960-х («Приключение», «Ночь», «Затмение») совпал с распространением в мире философии экзистенциализма: картины представляли кинематографический взгляд на проблему отчуждения и непонимания. Первый эксперимент с цветом в «Красной пустыне» принес Антониони венецианского «Золотого льва», а «Фотоувеличение» стало первой англоязычной работой мастера и удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а также оказала большое влияние на многих режиссеров (например, Брайан Де Пальма спародировал ее оригинальное название «Blow Up» в своем великом «Blow Out», «Проколе»). Тем не менее следующие англоязычные работы режиссера, чудесные «Забриски-Пойнт» и «Профессия: Репортер», не снискали успеха у критики, хотя впоследствии стали культовыми. В 1985 году Антониони перенес инсульт, после которого смог снять только один фильм с помощью немецкого коллеги Вима Вендерса — «За облаками».
9

Сначала Микеланджело Антониони увидел величественный индустриальный пейзаж, умерщвленную природу в районе фабричной застройки. Пустыня, в которой клубился ядовитый дым, потрясла режиссера и одновременно с этим у него возникла идея очередного фильма. В «Красной пустыне», отличающейся, невиданными сюрреалистическими картинами зыбкого технократического мира, место действия изначально было первично и обусловило рождение истории богатой женщины Джулианы, попавшей в автокатастрофу и утерявшей связь с окружающим миром. И в тоже время, место действия, следуя внутреннему пространству фильма, вторично по отношению к этой женщине и выражает ее внутренний надлом. В этой сложной, увязшей друг в друге, структуре, кроется величие данного фильма Микеланджело Антониони.

«Красная пустыня», как и большинство картин итальянского классика, занимает особое место в киноискусстве и выходит за его рамки, вплетаясь в традицию экзистенциализма и иллюстрируя ее. Центральным здесь становится существование Джулианы в самый трагический период ее жизни. Нам не известно, какой она было до аварии. Но мы можем предположить, что в окружающей ее действительности ничего не изменилось. До того, как героиня перестала быть нормальной, у нее был все тот же муж и сын, ее окружал все тот же унылый пейзаж, и она так же проводила время со своими друзьями. Ее надлом невозможно прощупать или показать. Сделать это — все равно, что проникнуть в душу человека и прочувствовать то же самое, что и он. Но это невозможно. Все, что нам остается, лишь наблюдать за внешними реакциями героини и тем, что она пытается сказать, путаясь в собственных мыслях и чувствах.

Внезапно Джулиана оказывается чужда самой себе и окружающей действительности. Осознание этого отчуждения становится причиной ее трагического бытия. Она пытается зацепиться за людей, с которыми она связана, за вещи, которые ей принадлежат, но видит лишь холод и все ту же чужеродность. Возможно, только сейчас у нее открываются глаза, и она осознает цену и своему мужу и своим друзьям, но это для нее не лучшее лекарство. «Почему я так нуждаюсь в людях?» — восклицает она, и раз за разом убегает в мир собственных грез, глядя в которые, становится явным ее желание стабильности. Вокруг же не только пустыня, но и зыбкая почва под ногами. Художник Антониони, человек не приемлющий лишних кадров, погружает Джулиану в туман, отрезая ото всех, вручную со съемочной командой перекрашивает ландшафт, чтобы продемонстрировать изменчивость и одинокость ее восприятия.

В ней чувствуется ненасытный эмоциональный голод, с которым она поглощает еду и единственная носит яркую одежду. У Джулианы нет иного выхода, как примирится с бывшей реальностью, при этом став другим человеком, а, следовательно, как говорит сам режиссер, адаптироваться к новой реальности.

Говоря о связи с экзистенциальной традицией, я подчеркиваю то, что история Джулианы не уникальна и не в рамках «Красной пустыни» она лишь существует. Антониони — гений художественного изображения, но мысли, заложенные в фильм, не его постулат. Они черпают свои истоки от французских философов, и в этом смысле Джулиану можно назвать пробужденной ото сна и с ужасом осознавшей пустотность своей реальности, и более, того, она единственная воспринимается в фильме как живой человек, во многом благодаря игре Моники Витти, конечно. Джулиана — лишь один из многих героев этой эпопеи, вечно задыхающихся людей в неосознанном мире. Ее жажда жизни перекликается с жаждой настоящей жизни и отречением от безрассудной Мерсо, Жана-Батиста Кламанса и Цинцинната. Все они свидетельствуют о том, что когда по тем или иным причинам выбита почва из-под ног, обрести себя в этом мире становится практически невозможно. Но если одни идут на смерть, другие все же примиряются с жизнью, и выбор Джулианы в любом случае будет правильным.

20 июня 2011
5

Больше всего мне понравился рассказ про девочку. увидящую парусник, который так и не доплыл до неё. И поющие бухты... И не развеивающийся туман... И корабли... Хорошее кино. Два часа можно побыть наедине с собой и не думать о сюжете, потому что его, в принципе, нет. А главнвя героиня, она сумасшедшая, поэтому к ней не обязательно относиться серьёзно. Просто смотреть на трубы, песок и море. Кино вполне может заменить приём некоторых наркотиков. Каждый найдёт в нём то, что захочет и сможет найти - себя, по сути.

7 ноября 2009
9

То, что фильму дали приз типа "Новое кино", достаточно верно. Контраст своеобразной гламурности персонажей, и депрессивный индустриальный фон, необычные и где-то даже инопланетные сцены и мизансцены, и в то же время надрыв героини Витти на грани Островского. Моника в фильме вообще завораживает: и причёской, и хрупкостью движений, да и убедительно показанным душевным расстройством. Ричард Харрис также не подвёл, свои чувства к главной героине он выразил на уровне импульсов, но как точно! Ну и по большому счёту фильм ныне воспринимается всё же скорее фестивальным. нежели зрительским. Но ценителей жанра это только вдохновит.

16 июля 2014
Все отзывы
Читайте также
«Животные»: экзистенциальная трагикомедия про женскую дружбу (не хуже «Дряни»!)
«Животные»: экзистенциальная трагикомедия про женскую дружбу (не хуже «Дряни»!)
«Животные»: экзистенциальная трагикомедия про женскую дружбу (не хуже «Дряни»!)
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Кусь и старые кружева: фильмы про вампиров, которые переживут века
Кусь и старые кружева: фильмы про вампиров, которые переживут века
Кусь и старые кружева: фильмы про вампиров, которые переживут века
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость