Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Орландо» (Великобритания, Россия, Франция, Италия, Нидерланды, 1992)

6.6

Отзывы пользователей

Фото Андрей Лагунов
отзывы:
40
оценок:
40
рейтинг:
529
9

"Не исчезай. Не увядай. Не старей, Орландо"

В этом фильме участвовало столько необычных и блестящих профессионалов авторского кино, что получилось уникальное произведение, которое обладает всеми сопутствующими этому знаковыми признаками и вошло в историю эстетского киноискусства. Это самоироничная и ненавязчивая картина о пышной истории Британии.
Изначально я считал, что этот фильм своеобразная попытка осмысления важнейших принципов жизни с точки зрения философии постмодернизма. Но сейчас я думаю, что Салли Поттер, прежде всего, стремилась снять просто изящное и эстетически безупречное кино, не отягощённое философскими размышлениями. Хотя своеобразная философия тонкого восприятия жизни есть в самом романе, который и лёг в основу фильма.
Импрессионистский роман Вирджинии Вулф "Орландо" написан выразительным языком образов, показывающим тайну внутренних переживаний человека. Вирджиния Вулф пыталась передать свое ощущение этой тайны и сделать причастным к ней своего читателя. И я, даже не кладя руку на сердце, признаюсь, что я крайне неравнодушен к изысканой и певучей прозе Вирджинии.
Нужно обладать настоящим талантом и невероятно хорошей самоуверенностью, чтобы решиться снять фильм, основанном на столь необычной книге столь необычной писательницы.

Картина разделёна на семь частей: Смерть, Любовь, Поэзия, Политика, Общество, Секс и Рождение. И охватывает, не много и не мало, период в 350 лет. Первую половину этого срока Орландо проживает мужчиной, а вторую — женщиной.

Первая часть и история Орландо (Тильда Суинтон) начинаются в эпоху дряхлеющей королевы Елизаветы I (Квентин Крисп), которая благоволит юноше и делает его своим фаворитом. На смертном одре она жалует ему замок и значительное состояние, а взамен ставит лишь одно условие: не увядать, оставаться вечно молодым. Вторая часть описывает историю первого сильного чувства Орландо — любви к дочери русского посла, с которой он познакомился, катаясь на коньках по скованной льдом Темзе во время Великих морозов 1607 года. Следующая часть рассказывает о новом увлечении Орландо— поэзии — он приглашает из Лондона известного поэта, чтобы побеседовать с ним об искусстве, но встреча приносит лишь разочарование.
Расставшись с очередными иллюзиями, Орландо отправляется с посольством в Константинополь — так начинается четвёртая часть фильма. Он делает политическую карьеру, но, однажды заснув, просыпается человеком иного пола.
Теперь женщина, Орландо возвращается в Англию, где за время её отсутствия наступила эпоха Просвещения. Покончив с обществом, Орландо знакомится с Мармадьюком Шелмердином (Билли Зейн) и увлекается им. Уже в начале XX века Орландо становится матерью — и это становится финалом картины.

В реализациии проекта участвовали: Великобритания, Италия, Нидерланды, Россия, Франция.

Исполнительница главной роли Орландо - Тильда Суинтон - участница самых авангардных и рискованных художественных проектов в театре и кино, происходит из древнего шотландского рода. История её семьи насчитывает более тысячи лет. По словам Тильды Суинтон, этот роман Вирджинии Вульф сильно повлиял на ее становление и как личности и как актрисы, а мечта сыграть эту роль, жила с ней с того самого времени, как Тильда впервые открыла роман.
Суинтон причисляет себя к коммунистам, хотя Коммунистической партии Великобритании давно не существует. Но для неё это виртуальное членство, является по её словам: актом веры в идеалы справедливости. Что, по моему, говорит вовсе не о наивности, а о внутренней чистоте и честности.

Роль престарелой «королевы-девственницы» Елизаветы исполнил не менее престарелый, а также скандально известный британский актер и писатель, прославленный своими афоризмами, одна из икон британского гей-движения, Квентин Крисп. (Крисп умер в 1999 году в возрасте 90 лет).

Оператор "Орландо" - заслуженный деятель искусств России Алексей Родионов. Он работал совместно с такими отечественными режиссерами, как Элем Климов, Кира Муратова, Александр Кайдановский, Владимир Хотиненко, Александр Сокуров.
Салли Поттер настолько вдохновила работа с Родионовым над «Орландо», что она пригласила его на свой новый фильм «Да».

Знаменитые голландские художники Бен ван Ос и Ян Рольфс создавали визуальную эстетику фильма, а англичанка Сэнди Пауэлл работала художником по костюмам. И именно благодаря им фильм был номинирован на «Оскар»: за лучшую работу художника-постановищика и художника по костюмам в 1994 году.

Призы и награды фильма:
Приз католического жюри Венецианского кинофестиваля, Италия, 1992.
Приз Европейской киноакадемии самому перспективному молодому режиссеру (Салли Поттер) и номинация «Лучшая актриса» (Тильда Суинтон), Берлин, Германия, 1992.
Гран При «Золотой Александр» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Салониках, Греция, 1992.
Главный приз Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе, Испания, 1993.
Приз «Золотая космическая игла» за лучшую женскую роль (Тильда Суинтон) Международного кинофестиваля в Сиэтле, США, 1993.
Награда британской киноакадемии за лучший грим и номинация на лучшую работу художника по костюмам, Лондон, Великобритания, 1994.

11
Фото Николай Таранцов
отзывы:
34
оценок:
34
рейтинг:
6
9

И только ночь, взмахнув своим крылом
Развеет навсегда остатки грусти


Фильм Салли Поттер по одноименному роману Вирджинии Вулф. Изысканно красивый фильм, обласканный на многих фестивалях.

Чисто английское кино, об общечеловеческих проблемах и ценностях и доже не на глобальном уровне, а на уровне души человеческой.

Герой фильма молодой английский аристократ Орландо. Мы знакомимся с ним в семнадцатом веке, чтоб за ним наблюдать в течении более трёх веков.

Фильм, как бы делится на семь отдельных новелл, /прям, как семь смертных грехов!/.

Смерть.

Орландо при королевском дворе, где и приглянулся стареющей английской королеве, которая божьей милостью повелела ему оставаться всё время молодым. Желание королевы, закон, тем не менее, смерть королевы будет для Орландо первым серьёзным жизненным испытанием.

Любовь.

В Лондон приезжают послы, с далёкой Московии и Орландо без ума влюбляется в русскую княжну. Предательство любимого человека станет ещё одним не менее серьёзным испытанием для Орландо.

Поэзия.

Несчастная любовь открывает в Орландо талант поэта. Однако и здесь он терпит фиаско.

Политика.

Разочаровавшись почти во всём, Орландо едет послом на Восток. Там понемногу он начинает приводить в порядок свои мысли. Размышления о смысле жизни, о своём месте и о своём предназначении начинают складываться в какое-то подобие системы. И,…

В один прекрасный момент просыпается женщиной.

Тот же человек. Никакой разницы. Только пол поменялся!

Общество.

И снова Орландо возвращается в Англию. И снова окунается в светскую жизнь. Джонатан Свифт и Александр Поуп не худшие собеседники, но и не более. Женщина в обществе не может быть равной мужчине, и без мужчины она никто.

Секс.

И в отчаяньи отдаляясь, /убегая/ от общества, Орландо встречает мужчину. Мужчину мечты. Но мужчина, спустя некоторое время уходит, уже за своей мечтой.

Рождение.

Автор приносит на редакторский суд свой рождённый в муках роман.

Как-то давно, я прочитал интервью В. Пикуля, где он говорит о синтезе психологии автора, в попытке проникновения в психологию героя произведения. Констатируя, что не возможно, проникнуться психологией человека живущего более триста лет назад. При всём уважении к Валентину Саввовичу позволю себе не согласиться.

Психология человека неизменна, есть только состояния поведения, обусловленные обстоятельствами места и времени. А так же внутренним состоянием конкретного человека. Авторы фильма же идут ещё дальше, утверждая, что и пол не имеет решающего значения. Важна душа человеческая. Жизнь это развитие души и направление движения её развития каждый из нас выбирает самостоятельно. Где-то мы ведём себя неправильно, где-то ошибаемся, где-то нас предают, где-то обманывают. Всё это после осмысления способствует кристаллизации души, иными словами просветлению, или правильному миропониманию.

Вот только люди вокруг нас, они разные. Кто-то вписывается в жизнь, кому-то это ещё предстоит, кому-то уже поздно, для кого-то же не имеет никакого значения. Так было и будет. Такова жизнь.

1
Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
608
7

Ох уж эта инопланетная Суинтон - глаза как две бездны, кожа цвета молока и рыжие волосы....Попадаешь в ее магию моментально.

Для меня этот фильм о том, как женщина завоевывает свое право на существование в мире мужчин. Много веков назад, женщина была лишь биологическим видом и чтобы тебя уважали как человека, нужно было быть мужчиной. Чуть позже, женщина имела право голоса, но не более, быть женщиной - значит лишиться всего. И лишь спустя много веков женщина смогла отстоять себя и стать полноценным жителем планеты.

Очень интересная метафора, безукоризненно выполненная как в визуальном, так и в смысловом плане.

Для тех, кто умеет думать, размышлять.

1
Фото Raija
отзывы:
68
оценок:
993
рейтинг:
25
5

Картинка красивая, но сам фильм бессмысленный. Сюжет романа Вулф, взятого за основу, сильно изменен, и не сказать, чтобы это пошло на пользу экранизации. Герои будто парят в пустоте; та или иная линия, едва наметившись, обрывается. За мельканием эпох и стран не стоит сколь-нибудь глубокой мысли, а сами эти страны преподносятся в поверхностном и подчас абсурдном виде (что русские, что арабы карикатурны, причем в случае с последними, которых, кажется, не было в книге, мы даже не уверены, о какой именно стране идет речь. Да-да, для европейцев все выходцы из стран третьего мира на одно лицо).
Что имеем в сухом остатке? Беспорядочно намешанные идеи о прекрасной бисексуальности, которая преодолевает время и становится коллективным портретом человечества, слитом в одном персонаже. Стоило ли огород городить ради пары банальных мыслей о бисексуальности человека и равноценности полов? Бессмертие героя/героини здесь никак не объясняется и разгадки этому феномену в фильме нет. А какая, казалось бы, благодатная почва для сценариста. Но, увы, все подмяла под себя визуальная сторона вопроса, которая, будучи важной, не способна подменить собой смысл. Точнее, его отсутствие.

1
Фото borik spb
отзывы:
173
оценок:
881
рейтинг:
75
7

95 минут тянущиеся как 400 лет
милорд превращающийся в миледи
сюрреалистический смех
и все побеждающая красота кадров
каждый из которых - полотно из лучших коллекций

Тильда Суинтон - не знаю, работала ли она на замысел, но совершенно не получается у нее образ юноши - так ее переполняет женственность.
зато даже в смешнюче-безумно-огромных кринолинах она - королева

1
Фото eska
отзывы:
115
оценок:
153
рейтинг:
113
7

Был бы абсолютным шедевром, кабы метафора вечно молодой Британии, которая на протяжении 400-т лет воплощается то в поэтичного мужчину, то в пылкую женщину, не смотрелась чрезмерно возвышенной. Визуально фильм великолепен: декорации (умели же снимать и на натуре), актеры (молодая Тильда Суинтон, прекрасна, когда играет героев любого пола). Да и диалоги порой получаются выше всяких похвал - что в обществе Свифта, что с восточным принцем, что в современном издательстве...
Но в целом кино получилось - для англофилов. Даже гендерные фокусы отступают перед поэтикой соли британской земли - простого аристократа из народа.

0
Фото vera_alb
отзывы:
6
оценок:
15
рейтинг:
1
5

У фильма три сильных плюса: Тильда Свинтон радует глаз всякий раз, когда оказывается в кадре (в числе прочего, она хороший комик); всё очень качественно и красиво с костюмами и интерьерами; и музыка подходящая, с необычными специями.
Общее впечатление - кино прохладное, вялотекущее, с легкой насмешкой.

0