Фильм

Фильм Молох

1999, Россия, Франция, Германия, Италия, Япония, IMDb: 6.8

6.7
6.8
© Ленфильм
1/12

Драма Александра Сокурова про Гитлера. Приз за «Лучший сценарий» в Каннах

Весна 1942 года. Фюрер навещает Еву Браун в замке на горе Кельштайнхаус. Вместе с ним — Геббельс и Борман. День проходит в разговорах, прогулках, застольях.

СтранаРоссия, Франция, Германия, Италия, Япония
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 48 минут
Дата выхода1 февраля 1999
Дата выхода в России1 февраля 1999
Возрастное ограничение18+
Один из самых титулованных отечественных режиссеров. Начал карьеру в редакции художественного вещания Горьковского телевидения в возрасте 19 лет, параллельно с учебой на историка. После вуза поступил во ВГИК на режиссерский факультет, где познакомился с будущим соратником, сценаристом Юрием Арабовым. Несмотря на именную премию Сергея Эйзенштейна за отличную учебу, конфликтовал с преподавателями, из-за чего его картину «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова не зачли как дипломную (хотя позже она получила несколько фестивальных наград и лестный отзыв от Андрея Тарковского). До конца 1980-х годов ни один фильм Сокурова не вышел в прокат в СССР. Среди известных работ — снятый одним планом «Русский ковчег», а также тетралогия о природе власти: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст». За последнюю картину Сокуров получил «Золотого льва» Венецианского фестиваля. Режиссер занимает активную гражданскую позицию, часто высказываясь об актуальных проблемах общества и государства.

Рецензия «Афиши» на фильм «Молох»

Не примечательный во всех отношениях усатый мужчина с жидкими волосами приезжает с любовницей на дачу. Там их ждут гости и обычная дачная скука, когда нечем заняться, кроме еды, питья, гуляния, ругани и секса. В общем, уик-энд был бы таким же непримечательным, как и усатый мужчина, если бы не время действия - 1942 год и не имя мужчины - Адольф Гитлер. В год беспроигрышных концептов (комедия о Холокосте, найденное студенческое видео о ведьмах) этот - один из самых беспроигрышных (что отметили в Каннах, дав Юрию Арабову приз за лучший сценарий). Снять фильм о Гитлере-человеке без сенсационности, без массовок и без заготовленных обвинений - чем не модная провокация. Впрочем, то, что в руках коммерческого режиссера могло бы превратиться в удачно разыгранный маркетинговый трюк, у Сокурова оказалось тем, чем только и могло оказаться: очередным типичным "Сокуровым". Хоть и на немецком языке. Полезно представлять себе, на что идешь, отдавая полтора часа своей жизни требовательному и не слишком дружелюбному режиссеру. От Сокурова не следует ожидать сюжетной увлекательности: смысл его кино не укладывается ни в события, ни в слова. Надеяться, что вам позволят сопереживать героям, тоже бесперспективно: Сокуров предпочитает рассматривать их на расстоянии (как обычно, через слегка искажающую оптику) - сам близко не подходит и другим не дает. Главное, не надо ждать от него, что он вам поможет расслабиться. Если вы хотите приятно отдохнуть, выберите какого-нибудь Альмодовара. А вот если хотите полезно поработать, Сокуров для вас. На него можно положиться в смысле странного и ни на что не похожего пространства, в котором трудно дышать и где разговор всегда идет о Главном. На этот раз Сокуров сделал шаг в сторону зрителя по тропе человечности. Хотя место действия тут - не этот свет, а "тот" ("Молох" немного напоминает "Мертвеца" Джармуша), и звуковое оформление как будто представлено самой скрежещущей земной корой, Сокурову важнее всего именно человек. Конкретно - Гитлер. Маленький, тусклый демон, с которого собственный миф спадает, как не слишком большая одежда, живой труп, мертвой хваткой вцепившийся в свою Еву, хотя ненавидит ее за то, что она напоминает о Жизни. И за то, что не способен ее любить. Как всегда у Сокурова, "Молох" для всех будет немного о разном. Для меня он о жажде жизни. О ее бессилии и ее неизбежности: она находит даже на мертвецов.

1 января 2001
5Гитлер отдыхает

По балкону мертвенно-серой резиденции Гитлера в Альпах одиноко скачет фрейлен Ева Браун (Руфанова). Летом 1942 года её навещает сам фюрер (Мозговой) в компании Геббельса (Сокол), его жены Магды (Спиридонова) и Бормана (Богданов), чтобы приятно провести досуг. Застольные беседы и высокогорные прогулки - очередной шанс для Геббельса и Бормана подлизаться к "отцу нации". Одна Ева чувствует себя раскованно в его обществе. И одна она может хоть как-то ему помочь.

Дымчато-зелёная вселенная "Молоха" ограничена замком и близлежащими окрестностями, откуда иногда выглядывают бинокли. За пределами - тьма и неизвестность войны, которая в данном контексте режиссёра Сокурова не трогает: историзма в "Молохе" по минимуму, он разве что в немецкой речи и аккуратно воссозданных декорациях.

Фильм - про Гитлера. Историческая персона нон-грата здесь не столько Молох, не столько харизматичный изверг, сколько просто несчастный безумец. За его весельем скрыта такая же неестественность, с какой под него подстраивается окружение. Он в центре мистерии, ему поклоняются как античному божеству, что перманентно его подпитывает.

Выбивается из подобострастной атмосферы только Ева - нелицемерная, чистая душа; ключ ко всей картине. Она, с улыбкой наблюдая беседы гостей, будто бы уже знает, чем это всё закончится. "Смерть нельзя победить", - говорит Ева в финале в напутствие Гитлеру. Как привет из весны 1945-ого - когда Рейх разбит, Берлин трещит по швам, а "отец нации"... Ну, вы знаете.

Художественность "Молоха" и умение Сокурова организовывать оригинальные мизансцены, играя с положением действующих лиц, заметны как ничто другое. Взрывоопасный сюжет про Гитлера (любой сюжет про Гитлера взрывоопасен) - просто плацдарм для стратегической операции режиссёра по доказательству своего Таланта - не с большой даже, а с огромной буквы. Вся трудность же в том, что фильм снимался слишком заметно ради финала, как признавал и сам Сокуров. Смысловые акценты быстро расставляются и несколько раз утверждаются - зачем тут, спрашивается, два часа.

11 февраля 2012
9

Поистине умнейший и мастерски исполненный фильм. Гениально подобранный интерьер старого замка с серыми толстыми каменными стенами и бесконечными потолками помещает героев на олимп. Все, что происходит с Гитлером и его окружением, - это история жестокого бога, не видящего земли, бога властного, но жалкого, бога мечтающего.
Собственно, не будь этого интерьера, может и не было такой сильной связи между названием фильма и персоной Адольфа.
Это прекрасное кино про заброшенность бога, про его одиночество. И говорить об этом так серьезно позволяет, однозначно, мастерство исполнения фильма. Я будто не смотрел фильм, он транслировался мне сразу в голову, создавая шаг за шагом этот монументальный и трагический образ.
Это прекрасное кино без развязки (отъезд Гитлера таким не считаем), это кино-подглядывание за жизнью Молоха и за его слабостью, это гениальное исполнение, показывающее сюжет как что-то подсмотренное, как сон.
И это гениально исполненный драматический фильм. Большое Вам спасибо, Александр Сокуров.

12 декабря 2013
7Может быть, кто-то хочет трупного чая?

Авторское кино. Историческая драма с элементами иронии и абсурда.
Один день из жизни Адольфа Гитлера (Леонид Мозговой), один выходной день летом 1942 года, проведённый в кругу "семьи" высоко в Альпах в летней резиденции Гитлера на горе Кельштайн — Кельштайнхаус («Орлиное гнездо»). Как условились собравшиеся - никаких разговоров о политике - они собрались для того, чтобы отдохнуть. Свита великого диктатора: Ева Браун (Елена Руфанова), Йозеф Геббельс (Леонид Сокол), Магда Геббельс (Елена Спиридонова) и Мартин Борман (Владимир Богданов).
Гитлер энергичный, румяный, отутюженный и постиранный в кругу близких ему людей.
Добрались хорошо. "Только на одном из перевалов фюрер заговорил о свойствах высокогорных козлов, но не докончил своей мысли, так как колесо у машины сдулось".
Гитлер как человек, любящий пофилософствовать на любую тему. Гитлер в исподнем. Гитлер, испражняющийся на белом снегу. Гитлер-вегетарианец, пьющий только минеральную воду и сок. Гитлер ипохондрик и истерик. Синефил и меломан. Гитлер-шутник и озорник. Гитлер, не знающий про Освенцим и не переносящий многие запахи.
Как говорил сам Сокуров. "Просто я смотрю на них как на людей. Людям пристало смотреть друг на друга как на людей. Когда-то Наполеона считали злодеем из злодеев. Проклинали везде. Сейчас — национальный герой, и в России о нем говорят спокойно. Несколько сотен тысяч человек были убиты, когда пришел этот персонаж в Россию. Почему успокоились, почему забыли? Почему-то забыли, почему-то успокоились. Будет то же самое с Гитлером, со Сталиным — успокоятся и забудут".
По фильму трудно сказать, что власть изуродовала Гитлера. Он знает лично всю прислугу и даёт советы по укреплению здоровья. Мыслит нестандартно. Любит Еву Браун, хотя и стесняется своих чувств, стремится их не показывать. Он не безумец, но человек властный, любящий лесть. "Как вулкан. Полон новых идей". Как сказала о нём Ева Браун: "Вы не умеете быть наедине с собой! Когда перед вами нет слушателей, вы превращаетесь в труп!" Гитлер мистик-харизматик ("Ади был на взводе, и тяжелый гипнотизм от него начал передаваться всем сидящим за столом".).
Фильм о человеке власти и его окружении, держится на диалогах и хорошей игре актёров. Здесь нет остросюжетности и спецэффектов, поэтому многие не смогут досмотреть его до конца.

24 мая 2012
Все отзывы
Читайте также
120 главных русских фильмов
120
главных русских фильмов
29 апреля 2019
15 лучших фильмов про одиозных политиков
15
лучших фильмов про одиозных политиков
30 октября 2018
10 концертов декабря для детей и подростков
10
концертов декабря для детей и подростков
9 декабря 2021
Порно в монастыре: «Искушение» Пола Верхувена на Каннском кинофестивале-2021
Порно в монастыре: «Искушение» Пола Верхувена на Каннском кинофестивале-2021
9 декабря 2021