Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Пес-призрак: Путь самурая» (Франция, Германия, США, Япония, 1999)

7.2
оценить
Фото Алексей Васильев
отзывы:
921
оценок:
214
рейтинг:
1499
9

Угрюмый негр по кличке Пес-призрак (Уитакер) считает себя мертвым по двум причинам. Во-первых, он живет по самурайскому кодексу и медитирует над собственной смертью. Во-вторых, он несколько лет назад был почти убит.

В «Мертвеце» Джармуш подвел нас к порогу смерти — теперь назначает свидание за его пределами. Самурайская заповедь гласит: «Каждый день без исключения представляй себя уже мертвым. Вот суть пути самурая». А «Путь самурая» есть суть и подзаголовок джармушевского шедевра. Возвращаясь к своим лучшим моментам — бестам, как говорят рок-музыканты, — он возвращается еще и к лучшим моментам кино вообще: к Годару (отсюда в «Псе» надписи с самурайскими изречениями), к вестерну (отсюда дуэли-перестрелки в раскаленный ровно полдень). Этот внешний прием рифмуется с внутренней жизнью фильма, где негр живет, словно самурай, девятилетняя девочка помешана на Франкенштейне, а итальянский гангстер поклоняется дятлу Вуди Вудпекеру из довоенного мультфильма. Джармуш не пасует перед новым временем, напротив, ясно и просто объясняет мир-2000 — с его смешением культур, из-за которого он стал так похож на Вавилон. «Дух эпохи не возвращается. К ее концу он измельчается на частицы, и на рубеже веков люди спасаются от вневременья, держась за мудрость ушедших миров», — учит самурайский кодекс.

7
0
...
1 мая 2006
Отзывы по рейтингу рецензии
Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
743
7

Фильм про одинокого человека
Знаете, в чем проблема этого фильма? В плохом сценарии. Голубятня, киллер, девочка на лавочке, придурковатый приятель, торгующий мороженным – заезжено и не впечатляет. Картину спасают только вставки из кодекса самураев да юмор. Это приподнимает фильм над плохим сюжетом и даже заставляет пересмотреть его – чтобы вдуматься в слова из этого кодекса. Одиночество человека – имхо главная тема картины. Пусть даже этот человек – эдакий Робин гуд наших дней.
Тупые мафиози смотрят мультики – очень смешные сцены. В кино редко бывает такой негромкий юмор. А когда пес-призрак заводит парочку в закуток, собираясь будто бы их убить, но забирает всего лишь одежду, а они потом выходят из этого закутка голышом – просто умора!
Фильм, который после просмотра не собираешься больше пересматривать. Но потом – хочется к нему вернуться.

4
0
...
17 июля 2008
Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
90
оценок:
90
рейтинг:
193
9

Сюжеты фильмов Джима Джармуша тщательно выстроены. Каждый элемент кажущегося хаоса размещён точно на нужном месте. На месте, нужном для того, чтобы по окончании просмотра из этих кусочков мозаики в восприятии зрителя сложилась целостная картина.

Эта целостная картина не предоставляется Джимом Джармушем зрителю в готовом, собранном виде, но выстраивается в результате работы сознания и подсознания оного зрителя. Режиссёр для этого расставляет множество подсказок, ключей и тому подобных полезных деталей ("инструкция по сборке").

Затруднительно бывает свести содержание фильмов Джармуша к простым формулам, каждый раз попытавшись это сделать, обнаруживаешь, что такая формула касается лишь небольшой части содержания фильма. "Пёс-призрак" совсем не только об одиночестве в современных городах и не только о роли старинных обычаев канувших в лету культур в современной жизни. Можно даже сказать, что суть фильмов Джармуша сродни луковице, по количеству следующих друг за другом слоёв.

Средой обитания персонажей "Пса-призрака" служат неблагополучные бедные районы американского мегаполиса (зритель из США несомненно узнает в нём Джерси-Сити, ставший уже практически окраиной Нью-Йорка). Это такое американское Южное Бутово.

Пёс-призрак служит, согласно кодексу самураев, своему хозяину, спасшему его жизнь за 8 лет до описываемых событий, местному мафиози. И сам этот хозяин и вся его мафия - пожилые, не очень здоровые и довольно-таки бедные люди. Они не в состоянии расплатиться с шефом китайского ресторанчика, в котором проходят их встречи, и сидят у него в долг. Все вместе они образуют такое трогательное общество престарелых бандитов, живущих в своём стариковском мире, по-прежнему называя друг-друга кличками ("Сэмми-змея, Большой Энджи и т.п.) Они вызывают в памяти арабов, трусящих неторопясь на осликах по пустыне вдоль многополосного хайвея, на которых то и дело падает тень от приземляющихся неподалеку Боингов.

Вся история построена из цитат. К тому же она включает в себя элементы истории в истории. Персонажи постояно смотрят мультики, которые зрителю подсказывают то, что вот-вот должно случиться. Мультяшные приключения и трюки, вскоре после того как мелькнут на экране у одного персонажа, воспроизводятся более или менее точно другими персонажами. Это можно считать подсказкой автора зрителю, чтобы тот не забыл случайно, - он смотрит сказку.

"По ходу пьесы" Джармуш цитирует фильм Сейдзуна Сузуки, 1967 г. "Koroshi no rakuin", его герои смотрят мульфильмы, которые смотрят по своим нарисованным телевизорам герои "Симпсонов", хозяин голубятни - индеец из племени Каюга который в титрах назван "Никто", - цитата из "Мертвеца" самого Джармуша. Различие в воспоминаниях Пса-призрака и спасшего его некогда Луи о событии их первой встречи - цитата из Акутагавы Рюноскэ. Мудрые японские высказывания, предваряющие различные повороты истории - "Хагакуре, скрытое в листве", классический японский кодекс. Генри Силва, исполняющий роль большого босса нищей мафии - Рэя Варго. Этот актёр сам по себе символ и цитата из множества фильмов, в которых он блестяще исполнял убийц разного калибра с 1960-х гг.

Возможно, автор, строя свою историю таким образом, размышляет о механике искусства. "Как это работает"? Тут можно увидеть достаточно амбициозное намерение поместить свой фильм в контекст мировой культуры, сделать его как бы квинтэссенцией слияния множества независимо развивавшихся культур. Собственно история Пса-призрака предстаёт сплавом множества других историй или по-другому - кристаллом, сформировавшемся в пересыщенном растворе современной американской культуры.

Пёс-призрак, со своим франкоговорящим другом (с которым они не понимают ни слова друг друга) смотрят на человека, строящего лодку на крыше многоэтажного дома. В ответ на их приветственные слова он отвечает по-испански. И эта сцена не может не вызвать в памяти Вавилонское смешение языков. И эта сцена - причина упомянуть среди тем фильма - одиночество современности и непонимание людьми друг друга.

Обоснованная здесь вторичность фабулы истории выводит на первое место её атмосферу, манеру рассказа. "Не то важно, что он говорит, но важно - как". Полёт голубя-посыльного над кварталами Джерси-Сити. Слова Рэя Варго: "Its a poetry. A poetry of War." "Проходные" сценки с уличными кланами и неудачливым грабителем, которого избивает его жертва. затем неторопливо продолжающая свой путь.

И наконец, говоря о фильме "Пёс-призрак, Путь самурая", нельзя не остановиться на актёрской игре. Герои историй Джармуша - одна из важных черт его творчества, позволяющих надёжно отделить его от голливудского main-sream. Они своеобразны и объёмны, их личности домысливаются далеко за пределы явно показанного. Форест Уайтейкер Играет Пса-Призрака в совершенно неголливудской манере. Вместо того, чтобы как положено показывать движение своих мыслей и эмоций подробными размышлениями вслух, движениями бровей, частыми подмигиваниями зрителю и другими обычными для голливудских персонажей трюками, он заставляет лишь угадывать себя. В тоже время он даёт достаточно, чтобы почувствовать, что недосказанность не скрывает пустоту, в ней есть, что угадывать. Девятилетняя в ту пору Камилла Уинбуш одними глазами создаёт один из ярких детских образов американского кино.

Фильм обладает редким качеством - пригодностью для многократного просмотра, раз лет эдак в пять-шесть.

1
0
...
18 апреля 2010
Фото Smak Makarov
отзывы:
37
оценок:
260
рейтинг:
29
9

Великолепное кино! После "Мертвеца" Джим Джармуш упрощает задачу зрителю и добавляет вполне конкретные самурайские мудрости, помогающие понять, о чем, в общем-то, идет речь, сохранив при этом отменный стиль повествования, полный спокойствия, отстраненности и трагичности.
Старинным мультфильмам, итальянской мафии и самураям нет места в новом тысячелетии, так же как и нет места в одном фильме Как режиссеру удалось смешать несовместимые ингридиенты и приготовить "Пса-призрака" - остается только гадать.
Оценка 9 из 10

1
0
...
14 августа 2007
Фото Иван Васильевич
отзывы:
410
оценок:
490
рейтинг:
176
5

Средненький фильм про негра-самурая. По сути обычные гангстерские разборки разбавленные восточной философии. Плюс фильма в мудрых изречениях о самураях, чести, достоинстве, смерти. Ну и ещё актёр мне нравится, харизматичный такой, серьёзный. Всё остальное весьма посредственное.

0
0
...
2 июля 2014
Фото rocky_plays_rocky
отзывы:
367
оценок:
367
рейтинг:
102
3

Слабый, культурно чудовищно дезориентированный фильм Джармуша. Чудовищное отсутствие чувства меры, бездарная мешанина самураев, хип-хопа и криминала. Очередной чудовищно плохой фильм Джармуша.

0
0
...
1 января 2014
Фото Neonila
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Для меня этот фильм о поисках правды жизни и мировоззренческой системы самим режиссёром, тем, кто стоит за кадром, кто автор и Бог-творец созданного им мира данной картины.
Главный герой – погибает и погибает достойно, но в этой концовке нет просветления. У автора и героя нет этого самого важного ощущения в нашей жизни – ощущения высшего смысла происходящего. В самом же фильме есть самурайская цитата о том, что говоря по-русски «конец – делу венец». И как бы ни был хорош и достоин восхищения главный герой… что-то не так. Конец его пути – ДА: по кодексу, но и НЕТ: не вдохновляет, не просветляет.
Почему житель гетто избирает для себя путь самурая? Потому что христианская церковь утратила свежесть и харизму. И не способна помочь умному, неординарному, талантливому человеку обрести самое важное – цельную основу мировоззрения, понять смысл жизни… А самурайский кодекс, незамутнённый догматизмом пастырей, оказался как нельзя кстати в жестоком мире окраин Нью-Йорка. Здесь сила, отвага и убийство врага не порицаются, но напротив, сопровождаются высокими истинами, нравственностью. Служение хозяину – это способ ощутить высшую волю во всём, это школа смирения своей гордыни.
Герой пытался найти правду жизни, следуя кодексу, как компасу. И в этом он глубоко симпатичен. Но всё же он пришёл к трагедии. Жаль, что он не понял, что Любовь важнее принципов и справедливости. Что чувство важнее разума и любых сформулированных, обличённых в слова принципов. Режиссёр даёт нам цитаты из кодекса, а затем их иллюстрацию - воплощение. Этот приём как бы иллюстрирует поведение героя: сказано – сделано. Всё, что написано в кодексе – он выполняет.
«Если я Любви не имею, то я - ничто», учит нас христианство. Идёт ли главный герой на встречу смерти с Любовью? Идя навстречу хозяину и смерти, он едва ли не высокомерно говорит со своим хозяином, раздавливая его в очередной раз моральным превосходством. Он подчиняется судьбе и власти кодексов чести – до конца. Победа высоких моральных устоев. Но не Любви, но без любви. И в этом и есть трагедия и причина нежизнеспособности созданного режиссёром мира и героя.
По сути Пёс-призрак превращается в монстра. Не зря из всех книг девочки из парка ему понравился именно Франкенштейн. Когда герой расправляется с заказными жертвами мафии, с самой мафией, это воспринимается вроде как стихийной справедливостью, торжествующей в жестоком мире. Но примечательно, что, вооружённый кодексом чести, моральными самурайскими принципами, герой начинает считать себя вправе судить и вершить справедливость. Он нарочито поддевает укором браконьеров, убивших медведя, провоцирует одного из них достать оружие, и получив повод в виде вынужденной самообороны, расстреливает обоих. Ему ли решать, какого наказания они заслуживают? Но ведь в фильме-то эта проходная сцена воспринимается совершенно как справедливая.
Справедливость. Где она, как она проявляется? Ни один кодекс не сможет определить этого. Даже кодекс чести самурая. Только чувство любви способно этому научить.

Джармуш, видно по всему – талантливый режиссёр, его фильм очень многоплановый, философский, очень сильный и исполненный символами. Фильм о поисках моральной мировоззренческой опоры в трудное время, когда «Дух эпохи … измельчается на частицы, и на рубежах веков люди спасаются от вневременья, держась за мудрость ушедших миров"

0
0
...
20 декабря 2010
Фото сергей коновалов
отзывы:
872
оценок:
1016
рейтинг:
649
9

Афросамурай-буккроссер

Если бы Карлсон любил не сладости, а мороженое, голубей и восточные единоборства, из него мог бы получиться нормальный самурай-викинг. Но Карлсон выбрал путь не воина, а героя мультфильма.

К мультам, как известно, неравнодушен сам Квентин Тарантино, а у Джармуша их смотрят все без исключения англосаксонизированые итальянские мафиози. Одному из них и служит огромный чернокожий киллер, предельно сконцентрированный и живущий почти по законам Кастанеды, понимающий по-голубиному и искренне верящий в "старую школу" - нравственные ведические законы. Он - типичный джармушевский "мертвец", его лучший друг - франкофон-мороженщик с Гаити, а также маленькая девочка, которая, судя по всему, когда вырастет, тоже возьмётся за меч и пойдёт искать своего Билла.

0
0
...
10 апреля 2010
Фото Ирина
отзывы:
13
оценок:
14
рейтинг:
12
7

Фильм о самоидентификации. О старых и малых. Одиноких.
Попытке горстки пародийных сицилийских «стариков-разбойников» сохранить самобытность и самостоятельность, и афроамериканском подростке-переростке, который отбившись от своих сверстников, слушающих рэп, начитавшись японской литературы, становится наемным убийцей, ради своего спасителя-гангстрера. Он готов отдать за него жизнь, потому что… иначе он не знает, что ему с ней делать, он сам и его жизнь больше никому не нужны…

0
0
...
29 июня 2008