История семьи Экдаль, увиденная глазами двух детей — сестры и брата — Фанни и Александра. Грандиозная семейная сага Ингмара Бергмана.
Драма |
16+ |
Ингмар Бергман |
17 декабря 1982 |
23 июня 2022 |
3 часа 17 минут |
Сага семейства Экдаль, с их маленькими радостями и большими бедами, обедами, романами и смертями, увидена глазами маленьких Фанни (Алльвин) и Александра (Гуве), чьи восторг и тревогу 64-летний режиссер восстанавливает по памяти.
В том же 1982 году, когда Бергман снимал свой последний большой фильм, умер Фассбиндер — закончился пласт истории, великое европейское авторское кино. Конец более чем достойный: все коронные темы Бергмана — темы отца и родительства, стыда и протестантизма, театра и вампиризма человеческих отношений, а также посетившая его только дважды, в молодости и старости, тема плотской радости жизни — воплощены здесь с изумительной, воистину классической соразмерностью и глубиной. Как будто кино, перескочив через время, вернулось в XIX век, в один из своих источников — романную форму Диккенса, Стендаля и Толстого. Практически ко всем возможным эмоциям, которыми Бергман за три часа мастерски манипулирует, примешивается грусть от того, что больше таких романов уже никогда не напишут.
Фильм, конечно, кризисный. Да вобщем весь поздний Бергман, он кризисный. И это тот случай, когда это хорошо.
И ещё это тот случай, когда нельзя верить словам Брашинского. Вернее - только этим.
Это не сага. Это Малхолланд-драйв высшего порядка.
Если нам час показывают один прекрасный диккенс-фильм, то лишь затем, чтобы создать мир, который потом рухнит. Ведь действительно, чтобы что-то разрушить, сначало это надо создать. А от того, что конец света наступил не для всех, а только для одной отдельной маленькой и беззащитной личности, делается лишь страшнее и удивительнее, как этого ужаса не видят другие герои фильма.
Когда заканчивается этот полноразмерный трёхчасовой суд, то самое удивительное это как раз титр "конец". Кажется, что такой фильм мог бы и 24 часа идти, и всю жизнь. Ты бы приходил-отходил, а он бы жил, дышал, болел и сам с собою бы спорил о Боге. Думаю, многим эти личные морально-божественные извечно бергмановские темы не очень важны. Благо в фильме, если очень захотеть, можно выбрать себе для раздумий какую-нибудь другую тему, к сердцу поближе. На тот самый гениальный "кризисный" киноязык полюбоваться можно. Правда - стоит ли? А вот попытаться вспомнить о своём личным, успешно забытым, Измаилом, может быть, стоит. Кстати, имя переводится как "Да услышит Бог".
Вот это действительно КИНО. А все остальные аватары, титаники, уставшие под солнцем - просто мусор каждодневности
Это был первый фильм, который я увидела у Бергмана, и поэтому, возможно, мое профанное его толкование окажется слишком плоским.
Первое, что завораживает после 20 минут просмотра- это атмосфера, соглашусь с Михаилом Брашинским насчет романной формы...на протяжении всего фильма складывлось впечатление, что смотрю "Войну и Мир" Сергея Бондарчука.
3 дома. 3 пространства. 3 настроения...-Это художественные перемещения главных героев. Здесь и тема семьи, смерти, воспитания,материнства,истины, лжи...
Не скажу, что меня как-то особенно порадовал сюжет, но снято птрясающе..
После просмотра долго еще остается ощущение фильма.