Популярность очередной, обреченной на успех эрмитажной выставки основана на самых приятных ассоциациях, связанных с финской архитектурой и дизайном. Подвесное кресло «Пузырь» авторства Ээро Аарнио, посуда биоморфных форм Алвара Аалто и его же павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке — все это одновременно и национальный бренд, и актуальная классика дизайна, не сходящая со страниц профессиональных дайджестов. На выставке в Эрмитаже попытались объяснить успех длиною в столетие синергией двух составляющих: финские мастера опираются на местный природный контекст и самобытность северного пейзажа, сочетая это с предельной продуманной функциональностью и конструктивной рациональностью.
Дизайн, Фотография, Архитектура, Графика, Объект |
Рисунки, макеты, фотографии зданий, мебель, посуда, ткани, экспонируемые на выставке, дают довольно полное представление о финском функционализме в ретроспективе 1920-70 годов. Функционализм реализовал эстетику и идеи авангарда, найдя при этом возможности и рационально распределив средства для решения социальных проблем. Предназначение здания, его функция определяла его форму и выбор материала. Архитектура лаконична, совершенно лишена эстетических изысков и декоративности, но удобна, экономична, быстро возводится, гармонично вписана в окружающую среду, не разрушая ее. Интересно, что значимые мировые события влияли на моду не только в дизайне, но и архитектуре. Космическая тематика 60-х годов отразилась в изменении формы объектов из прямоугольной в обтекаемую. Постройки для горнолыжных курортов напоминают инопланетный космический корабль, а кресла – капсулу спускаемого аппарата.
Всем поклонникам финской архитектуры - быть обязательно. Редкие чертежи великого и ужасного Алвара Аалто. В Эрмитаже на пальцах и карандашах объясняют, почему поколение финских архитекторов и дизайнеров было золотым. Сами они на это название точно бы поморщились - так далеки они от позолоты. И так близки природе Финляндии - холодной, серой, элегантной и неровной. Выставка подсказывает много новых адресов - будем искать часовню на кладбище Хонканумми в Вантаа, мельницу в Выборге...
Мебель, посуда и ткани - тоже интересно. Но для меня лишь как дополнение к архитектурным макетам и эскизам. На последних особое удовольствие рассматривать нарисованных прохожих.
Выставка, после которой не скупишься на каталог. Тем более что каталог прекрасный.