Кинооператор и фотограф, профессиональный документалист, спецкор «Известий» и «Правды», Микоша снимал эпоху оптимизма долго, с 1930-х до 1970-х, и делал это со всех углов — челюскинцы, спортивные парады, советский Крым, потом — война, Победа, оттепель. Он начал снимать в цвете одним из первых и одним из немногих не бросил это занятие, требовавшее тогда преодоления массы технических сложностей. Этим сложностям мы обязаны чудом расцвечивания родительских воспоминаний, раньше казавшихся бесповоротно монохромными. Вдруг мы узнаем, как нежен был загар на лицах пионеров, какими глянцевитыми казались игрушки на полках «Детского мира», какими красными были знамена на Первомай.
Фотография, Инсталляция, Новые медиа |
После недавней выставки дореволюционных цветных автохромов ялтинского дворянина Петра Веденисова, которые вошли в собственное собрание МАММ, музей показывает еще один увлекательный эпизод из истории фототехники: и снова он связан с цветом. Но если в случае с Веденисовым история про цвет, неожиданно окрасивший чисто любительские образы из как будто бы черно-белой эпохи, была сугубо культурологической — рука любителя все же не рука художника, — то цветные снимки Владислава Микоши представляют интерес на пересечении истории фототехники и искусства.
Кинооператор и фотограф, профессиональный документалист, спецкор «Известий» и «Правды», Микоша снимал эпоху оптимизма долго, с 1930-х до 1970-х, и делал это со всех углов — челюскинцы, спортивные парады, советский Крым, потом — война, победа, «оттепель». Все эти образы советского прошлого перешли к нам по наследству из воспоминаний родителей, бабушек и дедушек, воспоминаний, сформировавших бессознательное представление об эпохе, которое по умолчанию — черно-белое, если не считать до неузнаваемости загримированные ретушерами яства в сталинской «Книге о вкусной и здоровой пище», которые, впрочем, никогда не казались настоящими. Микоша же начал снимать в цвете одним из первых и одним из немногих не бросил это занятие, требовавшее тогда — возможности и материалы для цветной печати и съемки появились в СССР в 1938 году — больших усилий и преодоления массы технических сложностей. Этим сложностям (технология съемки и печати, которую он использовал, называлась «цветной карбро-процесс») мы обязаны внезапным чудом расцвечивания родительских воспоминаний, которые раньше казались бесповоротно монохромными и поэтому — далекими. Снимки Микоши вдруг открывают нам глаза на то, как нежен был персиковый загар на лицах пионеров в белых панамах, как глянцевито и маняще выглядели игрушки на полках в «Детском мире», в конце концов — какими красными были знамена на Первомай, то самое счастливое детство родителей, которое больше не выглядит опосредованным документальной отстраненностью хроники и наконец-то становится не каким-то мифическим, а совершенно достоверным.
Потрясающая выставка! Открыла для себя Микошу, как известного отважного, не .боящегося смерти, кинооператора, прошедшего всю войну. Он снимал оборону Севастополя и парад Победы. Его глазами весь мир видел отвагу советских воинов-победителей. Микоша снимал только стоя и его камера говорила правду, какой бы горькой она не была. Талантливый человек! Интересна подборка фотографий о быте советского народа, о счастливых детях. ..Советую посмотреть:)))
Браво!!! Влюбилась в его работы! :-) Потрясающе!!! Полное погружение в советские годы. После посещения выставки острое чувство ностальгии не покидает. Хотелось бы иметь эти работы у себя в виде альбома, но, увы, такого нет. :-(