«Фотографировать ребенка с позиции взрослого, сверху вниз, не стоит во всех отношениях. Ибо лишаешь его возможности быть на равных, а значит — открытым с тобой, себя же — шанса увидеть естественное проявление маленького человека.
Когда снимаешь на уровне его роста — на корточках ли, на коленях, — то происходит некоторое смещение привычных тебе координат. Они выстраиваются согласно уровню восприятия того, на кого направлен объектив. Поэтому возникает ощущение, что дети на фотографиях — взрослее. И возраст у них примерно одинаковый. Возраст вполне самостоятельных людей, уверенно ориентирующихся в своем пространстве.
Примеривание на себя не только родительских одежд, но и их ролей следует рассматривать как первый опыт самоидентификации, выраженный через отождествление себя с рядом живущими взрослыми. Пусть только в воображении и на короткое время.
Можно сказать, что эта серия фотографий — попытка зафиксировать новое поколение, которое когда-то займет наши места, оденется в наши „шкуры‟. Оно, конечно, еще не сформировано, недостаточно проявлено. Но уже есть.
Что мы им передадим, с чем их оставим после себя? Эти не детские вопросы со всей антропологической подоплекой представляются мне наиболее существенными, когда я вглядываюсь в лица этих людей.
Они надеются на нас. Впрочем, как и мы — на них. И в этом смысле, эта серия о надежде, которая зависла над всеми нами».
Владимир Мишуков