Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Санкт-Петербурге
Вакханалия. Дионис и его свита

Музей истории религии, закончилась 31 декабря 2023
О выставке
В разделе постоянной экспозиции «Религии Древнего мира. Представление о душе и загробном мире» Государственного музея истории религии открылась выставка, посвященная одному из самых древних богов античного мира – Дионису (Бахусу, Вакху) и его свите. Как многие боги, связанные с природой, Дионис был умирающим и воскресающим богом, тесно связанным с загробным миром. Его всегда окружала большая свита, которая включала многочисленных сатиров – лесных божеств, фавнов – обитателей лесов и дубрав, менад (вакханок) – посвятивших себя служению Дионису женщин. Как правило, рядом с Дионисом можно было увидеть его воспитателя и друга Силена. Лесной бог Пан – божество стад и полей, с окружавшими его нимфами и сильванами, также нередко входил в эту свиту. Дионисийский дух олицетворял глубинную могучую и стихийную природу человека, ту часть человеческой личности, которая подавляется упорядоченной социальной жизнью, но периодически имеет необходимость выплескиваться в неконтролируемых эмоциях и действах. Не случайно праздники и ритуалы, связанные с почитанием Диониса, всегда проходили восторженно и бурно: с винопитием, воплями, пением и танцами, а некоторые из них заложили основу древнегреческого театра (трагедия в переводе с греческого «песнь козлов», возникла из обрядов, посвященных Дионису). Вакх и его свита становятся весьма популярными персонажами искусства эпохи Возрождения, когда после веков суровой теоцентричной культуры, игнорировавшей естественное начало, возникает новое видение человека и его места в мире. Философы и художники Возрождения стремились соединить античное наследие с основами христианской веры. Человек трактовался ими как венец творения, созданный по образу и подобию Бога, но имеющий возможность самостоятельно решать свою судьбу и менять окружающий мир. Многие известные мастера Ренессанса и последующих эпох увлеченно изображают Вакха и его свиту. Он предстает перед нами то прекрасным юношей как у Микеланжело и Караваджо, то в виде пожилого тучного мужчины у Рубенса. Отдали дань этой теме и Леонардо да Винчи, Тициан, Веласкес, и многие другие. На выставке представлено более 20 экспонатов. Особый интерес вызывают античные сосуды из Аттики и Северного Причерноморья для вина и питья: чернолаковый скифос V в. до н.э., краснолаковая ойнохоя конца I – первой половины II в. н.э., чернолаковой килик V в. до н.э. и другие. В экспозицию вошли копии европейских барельефов XVII в., выполненные в России в XIX в., представляющие сцены с Вакхом и вакханками, а также гравюры знаменитого итальянского живописца и гравера Антонии Темпеста с изображением сюжетов из «Метасморфоз» Овидия – «Семела погибает от общения с Юпитером», «Нападение вакханок на Орфея».
Декоративно-прикладная, Графика, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все