«Семь» — название выставки офортов Тани Пёникер. Цифра семь в европейской культуре глубоко символична. И эта символика возникла в эпоху Средневековья под влиянием христианского дискурса. Число «семь» передает идею завершенности и тотальности: семь дней — цикл божественного творения, неделя, семь — число добродетелей, семь — число смертных грехов. Милленаристы пророчили, что земное существование продлится шесть тысяч лет, а на седьмую тысячу начнется благая жизнь для праведников, после чего свершится Страшный суд. Избранным будет дарован рай, а грешникам — ад.
Офорты, представленные на выставке, реактуализируют тему греха в нашем, казалось бы, секулярном пост-мета-модернистском глобализированном обществе. Мутанты, черти, тролли, демоны и другие причудливые существа — неотъемлемая часть визуальной культуры — герои кинематографа, мультипликации, книг, видеоигр, популярных мемов в соцсетях. Откуда возникли эти образы? Какова их генеалогия? Какие идеи обличаются в гротескных, страшных и веселых гибридных монстрах?
Интерес к инаковости и маргинальности, свойственной культуре XXI века, затейливому травестированию и безудержной карнавальности привел современных интеллектуалов к разговору о наступлении Нового Средневековья. Воскресшие бестии Средневековья мигрируют в мир современных политик и технологий, в аллегории человеческих страстей и желаний бренного мира, приобретая новые манеры присутствия в социальном пространстве.
«Средневековость» функционирует полифонично: становится приемом остранения, дающим новый взгляд сквозь призму другой эстетики на современность, и неминуемо возвращает нас к разговору о базовых экзистенциальных темах в жизни искусства и человека. Что такое грех сегодня? Какова его природа? Какова топология греха и репрезентация? Он предстает в незримом пространстве человеческой души и помыслов или вершится в повседневных мирских делах и поступках?