Выставка «Свет и тепло в кавказском доме» посвящена способам обогрева и освещения в традиционной культуре народов Кавказа в конце XIX – начале XX века. Как в городе, так и в сельских поселениях в народной архитектуре на стадии строительства учитывались годовые климатические и суточные световые изменения. Таким образом, уже на первом этапе создания дома, формировались условия для рационализации расходов на отопление и освещение дома.
При планировке, в зависимости от ландшафтных и природных факторов, оформлялось место пристенного камина, домашнего очага с дымовым и световым отверстиями, что было характерно для холодного высокогорья, а также определялось расположение светового окна, веранды или балкона, проектирование которых было обязательно для областей с преобладанием жарких солнечных дней в течение года.
Кроме конструктивных особенностей жилых домов, включающих статичные камин, очаг и окна, применялись и другие, мобильные способы обогрева и освещения жилища. Так, на Кавказе широко использовались изделия из шерсти: ковры и войлоки, изготовленные местными мастерами или привозные. Например, яркие узорные войлоки являлись обязательным элементом интерьера жилища карачаевцев и балкарцев. Особенностью этих войлочных изделий, которые развешивались по периметру стен комнаты или расстилались по полу, была их высокая влагонепроницаемость. Ковры же в большей степени использовались в интерьерах городских домов и служили как для их утепления, так и для декорирования и демонстрации статуса домовладельца. Также для обогрева комнат, особенно зимой, использовались металлические переносные жаровни, а для индивидуального тепла – специальные небольшие грелки для рук.
Как в городах, так и в горских жилищах дома освещались напольными и подвесными светильниками из металла, демонстрирующими не только мастерство, но и высокий художественный уровень кузнецов. Кроме того, использовались фонари из разных комбинированных материалов (металл с бумагой или стеклом), керамические и металлические масляные светильники, некоторые из которых имели архаичные формы, следы которых прослеживаются в местных археологических культурах. Уже в конце XIX века, особенно в городах, получили широкое распространение европейские керосиновые лампы с закрытой стеклянной колбой, которая обеспечивала большую безопасность при использовании светильника.
Выставка «Свет и тепло в кавказском доме», подготовленная в рамках проекта «Прогулки по кавказскому городу», представляет музейные предметы конца XIX – начала XX века из коллекционного собрания Российского этнографического музея.