Групповая выставка, осмысляющая ключевые идеи кинетизма через метафору пути. Она продолжит серию институциональных проектов о кинетическом искусстве, подготовленных при участии галереи «Триумф».
Кинетизм как одно из наиболее ярких направлений современного искусства стал одновременно манифестацией интереса к движению, попыткой вдохновить размышления о категории времени в визуальном искусстве, исследованием пределов чувственного восприятия, творческим откликом на прорыв в науке и технике. Художники-кинеты преодолели прежде непроницаемый барьер между наукой и искусством, пересекли границы, разделяющие живопись, скульптуру и архитектуру, и охватили целый ряд экспериментальных техник, обращаясь в том числе к мультимедиа и электронике. Новая эстетика и формы нашли отражение в дизайне, градостроительстве и способах организации пространства.
Кураторское решение проекта иллюстрирует связь двух искусств: поэзия Натальи Азаровой оказывается здесь визуально созвучной пятиметровой самонапряженной спирали Вячеслава Колейчука; кинетические конструкции Владимира Мартиросова превращаются в своеобразных «времирей» рядом с образами из стихотворения Велимира Хлебникова; работы Василия Щетинина, Романа Сакина и Максима Ксуты дополнены «минимальным» текстом Геннадия Айги.
Из-за двойственной природы кинетического искусства и визуальной поэзии — первое находится на пересечении искусства и науки, вторая объединяет словесное и визуальное — их практически невозможно классифицировать и ограничить одной областью знания и осмысления. Таким образом, два предмета выставки «Пересекая пространство» были вынесены за скобки истории, вызывая лишь спорадический интерес среди нишевых аудиторий и относительно небольшого числа исследователей. Этот проект призван исправить это и вернуть формам, бросающим вызов эстетическим и выразительным канонам своего времени, заслуженное историческое значение и место в области гуманитарных наук.
Каждый из разделов выставки — «Движение», «Пространство» и «Бесконечность» — обращается к актуальным вопросам концептуальных поисков современных художников. Экспозиция предлагает новый взгляд на укоренившийся в русской культуре примат пространства над временем — именно время, «хронос», здесь первично и рассматривается как самостоятельная категория.
Выставка «Пересекая пространство» многослойна и становится тем, что зритель готов принять и интерпретировать, будь то развлечение или возможность погружения в большие вопросы мироздания.