В этом году шорт-лист выглядит сдержанно. Только эта сдержанность достигается за счет работ, которые должны обеспечивать впечатление «приличного общества», но сами из себя мало что представляют, — как в случае с несколько надуманной «Геопсихоизометрической экспертизой г. Екатеринбурга» милой, но зачастую невнятной группы «МишМаш» или как в случае с «Ордером» Витаса Стасюнаса, пустотной историей про оставшиеся на стенах следы от исчезнувших вещей. Номинанты начинают мимикрировать друг под друга, сливаясь в выхолощенной нейтральности и «медитативной пространственности», которая часто служит прикрытием для отсутствующего смысла.
Живопись, Графика, Инсталляция, Новые медиа |
На прошлую «Инновацию» густую тень отбросил Литейный мост с известным изображением, сделанным на нем группой «Война». Дадут или не дадут, только об этом и было разговоров, которые утомили всех на полгода вперед. Медиаакционизм плох (а может, и хорош) тем, что если уж акция по-настоящему удалась, то передозировка ею гарантирована: как в том советском анекдоте, когда боишься уже включить утюг — вдруг по нему тоже передают про группу «Война».
Поэтому в этом году шорт-лист выглядит, наоборот, очень сдержанно, хотя необходимым нормам социальной ангажированности соответствует. Проблема только в том, что эта сдержанность достигается, в частности, за счет ряда довольно блеклых работ, которые вроде как должны обеспечивать впечатление «приличного общества», но сами из себя мало что представляют — как в случае с несколько надуманной «Геопсихоизометрической экспертизой г. Екатеринбурга» в сущности милой, но зачастую невнятной группы «МишМаш» или как в случае с «Ордером» Витаса Стасюнаса, пустотной историей про оставшиеся на стенах следы от исчезнувших вещей: опять же — ну мило, конечно. Вообще, номинанты в главной категории «Произведение визуального искусства» начинают мимикрировать друг под друга, сливаясь в какой-то выхолощенной нейтральности и «медитативной пространственности», которая, как ни жаль, часто служит прикрытием для отсутствующего смысла. «Цистерна» Александра Бродского — инсталляция из световых панелей в пустующем водном коллекторе, которая промелькнула на Московской биеннале современного искусства. Ее мало кто видел, заточена она была явно под освоение нового выставочного пространства. Она, в свою очередь, подозрительно напоминает уже упомянутый «Ордер» Стасюнаса, и обе они вместе смахивают на работу Андрея Кузькина «Все впереди!», в которой художник замуровал все свое имущество и работы в железные саркофаги. В ряду других крепкий кузькинский проект отчего-то тоже становится совершенно полым, превращаясь просто в красивую пирамиду из железных объемов.
Безжизненность основной категории, впрочем, компенсируется сильными номинантами в категории «Кураторский проект» — старая кураторская гвардия выступила в прошедшем году мощным фронтом. Екатерина Деготь, Виктор Мизиано, Олеся Туркина, Юрий Самодуров и Марина Звягинцева сделали по сильному проекту, и ни один из них в пустотности не упрекнешь.