Музеи Московского Кремля представляют новый грандиозный выставочный проект, посвященный наследникам Петра Великого и участникам дворцовых переворотов.
Экспозиция охватывает период от вступления на престол в 1725 году, после смерти супруга, императрицы Екатерины I до убийства императора Павла I в Михайловском замке в результате заговора в марте 1801 года. Это время часто называют эпохой «дворских бурь», ведь за три четверти века власть в Российской империи неоднократно сменялась насильственным путем и ни одному из законных наследников не удалось удержаться на троне. Самым долгим в XVIII столетии стало правление императрицы Екатерины II, имевшей меньше всех прав на российский престол.
В последние годы жизни Петра I в России наметился династический кризис: после смерти всех сыновей у императора не осталось прямых потомков по мужской линии. На выставке представлен подлинный документ – указ, который Петр I издал в 1722 году, согласно которому монарх мог сам назначить себе преемника. Но в 1725 году государь скоропостижно скончался, не оставив завещания, и между «птенцами гнезда Петрова» разгорелась борьба за влияние на претендентов на российский трон.
Причины дворцовых переворотов заключались, с одной стороны, в том, что высшие чины империи и придворная аристократия считали себя вправе не соблюдать последнюю волю умиравших монархов, интригуя против законных наследников престола. С другой стороны, в послепетровское время офицеры и солдаты лейб-гвардии стали силой, способной сместить с трона того, чья политика, по их мнению, противоречила интересам Отечества. Нередко в подготовке заговоров были замешаны представители иностранных держав, надеявшиеся через смену правителя добиться изменений во внешней политике России, например посол Франции маркиз де Ла Шетарди и посланник Великобритании Ч. Уитворт, – впервые показана широкой публике их перехваченная секретная переписка.
Установить строгий порядок престолонаследия удалось только императору Павлу I в самом конце XVIII века. Изданный им в 1797 году Акт о наследии престола, который также можно увидеть на экспозиции, утверждал принцип наследования между членами императорской фамилии по мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам. Этот закон соблюдался в Российской империи более ста лет, вплоть до революции 1917 года, но даже он не смог защитить от заговорщиков самого Павла I.
В выставочном проекте приняли участие четырнадцать российских музеев, архивов и библиотек. В двух залах – Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице – демонстрируется более 250 уникальных экспонатов и редчайших архивных документов, среди которых подлинное завещание императрицы Екатерины I, нарушенное Верховным тайным советом, и знаменитые «Кондиции», разорванные императрицей Анной Иоанновной, напоминающие о первой неудавшейся попытке ограничения самодержавия в России. Особое место в экспозиции занимают регалии – короны императриц Екатерины I и Анны Иоанновны – и царские одеяния, среди которых коронационный костюм и гвардейский офицерский мундир императора Петра II и мундирное платье императрицы Екатерины II.
Некоторые памятники напрямую связаны с самыми яркими страницами истории дворцовых переворотов. Так, на выставке присутствуют гренадерская шапка, в которой императрица Елизавета Петровна ежегодно праздновала годовщину своего прихода к власти, и принадлежавшие ей знак полковника гвардии с золотой шпагой, а также гвардейский офицерский мундир с Андреевской лентой, в который в день переворота облачилась великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II. Особую мемориальную ценность представляют предметы личного гардероба императора Павла I, которыми он пользовался в день накануне своей трагической гибели. Важнейшую роль в политической борьбе в XVIII веке играла гвардия: посетители увидят униформу, амуницию и оружие гвардейских полков, включая редкие ранние образцы, в том числе парадную форму Лейб-компании – гвардейской роты, возведшей на трон императрицу Елизавету Петровну, и снаряжение солдат и офицеров голштинских войск императора Петра III.
Большое внимание уделено ключевым участникам придворных заговоров: зрители познакомятся с портретами и личными вещами светлейшего князя А.Д. Меншикова и князей Долгоруковых; графа А.И. Остермана, графа С.А. Салтыкова и фельдмаршала графа Б. фон Миниха, поддержавших сохранение самодержавного строя императрицей Анной Иоанновной; сподвижников дочери Петра I – графа П.И. Шувалова, графа А.Г. Разумовского и придворного врача графа И. Лестока; ближайших соратников императрицы Екатерины II – графа Н.И. Панина, княгини Е.Р. Дашковой и братьев графов А.Г. и Г.Г. Орловых. Завершающий раздел экспозиции рассказывает о действующих лицах последнего дворцового переворота в истории Российской империи, в результате которого был убит император Павел I: о бароне Л.Л. Беннигсене и графе П.А. Палене, светлейшем князе П.А. Зубове, его брате графе В.А. Зубове и их сестре О.А. Жеребцовой.