Из того, что было, — то есть из не самой богатой и показательной коллекции, — ММСИ пытается слепить понятную «простому» зрителю и не лишенную смысла экспозицию. С помощью приглашенного из Петербурга куратора Дмитрия Озеркова ММСИ продолжает воспитывать публику. Прошлая постоянка была оформлена как «школа», эта пытается донести идею посложнее: искусство как комментарий к самому себе.
Фотография, Живопись, Графика, Инсталляция, Новые медиа |
Хотя название новой постоянной экспозиции ММСИ позаимствовано из одного из самых претенциозных стихотворений крупного петербуржского интеллигента Иосифа Бродского, надо отдать музею должное: он делает то, что может. Прошлая постоянка всем показалась удачной: не по гамбургскому счету, конечно, а для «нашей ситуации». Это такая ситуация, когда зрителю — как считается — до «нормального образованного зрителя», каким представляется воображаемый просвещенный посетитель западных музеев современного искусства, как до луны. Поэтому сначала ММСИ посадил его за парту — долбить, почему «черный квадрат»… есть искусство, в общем. А теперь приглашенный из Питера куратор Дмитрий Озерков превращает музей из школы в высшее учебное заведение. Концепция выставки как раз в духе бродско-питерской заковыристости: искусство как бесконечный комментарий к самому себе.
По форме экспонирования музей идет уже отработанной в прошлой, «школьной» постоянке дорогой: чередование контрастных тематических залов («острые углы — мягкие диваны, движение кадров видео — торжественная храмовая неподвижность», как гласит концепция). Вкрапление интерактивных развлекалок — чтобы немножко скудоумный (что ж поделать?) зритель смог отдохнуть от напряжения мысли, что-то полепить, подвигать, полистать, посмотреться в зеркальце. Короче, делается все, чтобы хоть тушкой, хоть чучелком втащить этого гипотетического ментального увальня в арт-проблематику. Получается интересная задумка — «искусство как практика умствования», но вроде как для не самых умных. И на не слишком богатом материале собрания ММСИ: сложно иллюстрировать букварные концепции не самыми очевидными и первосортными вещами. Как обычно, это будет смесь из каких-то работ раннего отечественного авангарда, каких-то работ современных художников, каких-то нонконформистов и случайно затесавшихся иностранцев — того, что есть в запасниках и что удалось притянуть к какой-то из тем. Ну и что: другого музея современного искусства и другой публики у нас нет. А те, что есть, — вроде бы стараются.