Может показаться, что авангард и традиция – противоположные по смыслу понятия. Однако, именно традиция в самом широком смысле этого слова оказалась одним из важнейших источников авангардного искусства 1910-20-х годов. Молодые, жаждущие открытий и признания, художники левого толка внимательно изучали все, что давало возможность освободиться от канонов академизма и символизма.
Понимание живого народного искусства, богатого фольклора различных регионов и народностей, языка иконописи, стало основой новой образности Малевича, Кандинского, Ларионова, Гончаровой, Бурлюка и многих других авангардистов. Интерес художников к вывескам, росписям, резьбе, лубкам, деревенской игрушке проявил самостоятельную ценность и значимость низовой культуры для высокого искусства. Орнаменты вышивок и узоры национальных костюмов, этнические традиции и предметы быта предложили богатый материал для новаторских художественных идей.
В современной культурной ситуации работа с традицией ставит иные задачи, однако обращение к ней имеет важное значение для поиска новых художественных форм и изучения действительности в рамках современного искусства. На выставке представлены работы, по-разному трактующие традиционные художественные техники, смело использующие народные образы, а также переосмысливающие сам авангард 1910-20-х годов как традицию.
Цифровые орнаменты и современные лубки. Традиционная региональная роспись, совмещенная с цифровыми технологиями. Мифологические образы и иконографические поиски в жанре портрета. Орнаменты, превращающиеся в QR-коды, и осциллограмма традиционной песни, переходящая в абстрактный узор. Обращение к поэзии Велимира Хлебникова, конструктивизму Мельникова, супрематизму Малевича. Стремление к чувственности «Русских сезонов» Дягилева и новые прочтения индустриальной эстетики «Симфонии гудков» Авраамова.
Все это разнообразие подходов и тем предлагает по-новому взглянуть на традицию. Так же, как когда-то авангардисты открывали совершенно новое искусство для зрителя, сегодня современные художники пытаются нащупать важные смыслы в образах и феноменах, лежащих в основании нашей культуры.