Японское искусство не только милое — этот тезис лежит в основе внушительной выставки, которая проходит сразу на двух площадках ММСИ и должна показать японское современное искусство в его истинном многообразии. Но если даже оно мрачное — мультяшки Еситомо Нары и калечные девы Мотохико Одани прямо заставляют заглянуть в кошмарные бездны отчаяния. Или cоциально ангажированное — группа ChimPom делала проект про городскую антисанитарию, а кончилось инсталляцией, где крысы раскрашены под покемонов. То все равно — стигму миловидности ему преодолеть почти никогда не удается.
Живопись, Инсталляция, Новые медиа |
Японское искусство не только милое — примерно этот тезис лежит, если верить кураторам, в основе внушительной выставки, которая откроется сразу на двух площадках Московского музея современного искусства и должна будет показать японское современное искусство в его истинном многообразии. В этом раскладе есть, конечно, что-то немного иезуитское. Делая такой масштабный проект, музей, естественно, рассчитывает, что он станет хитом — а хитом он станет именно потому, что все знают: японское искусство — милое. И если даже оно мрачное (ну да, как же, мультяшные толстячки Еситомо Нары и калечные девы Мотохико Одани прямо-таки заставляют заглянуть в кошмарные бездны отчаяния). Или (почти) cоциально ангажированное (группа ChimPom делала проект про городскую бедность и антисанитарию, а кончилось все инсталляцией, где крысы раскрашены под покемонов). Или работает с элементарными явлениями повседневности (художник Кохэй Кобаяси, напоминающий концептуалистов 70-х, занимается тем, что фиксирует на видео свои элементарные действия вроде складывания апельсинов в пакет). То есть все равно, хоть ты тресни, — оно милое.
Эта ужасная стигма миловидности лежит на японском искусстве, делая его в своем роде симпатичным полуросликом среди других национальных современных искусств — скажем, китайского или любого европейского. Мощнейшая поп-культура практически не оставляет места ни для чего «высокого» или «серьезного». И хотя недавняя нью-йоркская выставка «Bye Bye Kitty!!!» должна была обозначить начало некоей принципиально новой эпохи в восприятии японского, Hello Kitty, кажется, будет тянуть свои лапки даже из могилы.
Но в истории японского современного искусства были авторы (и их покажут на «Двойной перспективе»), которые не затронуты вирусом кавайности: уже ставшая классиком Яей Кусама с ее довольно зловещими точками, покрывающими все окружающее как графическая плесень. Или семидесятник Кисио Суга, чьи скульптуры из необработанных грубых материалов ужасно похожи на европейское арте повера. Но не стоит сразу разочаровываться: Такаси Мураками тоже привезут.