Живопись |
Техника тоталитарного академизма в актуальном аспекте «Парафраз тоталитарной неоклассики», так определяют в «Эрарте» мотивы выпускника Академии художеств Алексея Чижова. Это хорошо было бы замечено и правильно сказано, когда б имелся в виду перифраз вместо парафраза; пародия, а не переложение. В смысле отношения Чижова к унаследованной от Академии эстетики такое различие существенно. Конструкция, воздвигнутая Чижовым в серии полотен «На мирных полях», в начале апеллирует к одноименной картине «На мирных полях» А.Мыльникова — за которую академический бог второй половины ХХ века Андрей Андреевич Мыльников получил первую Сталинскую премию 1951 года, — но дальше Чижов бросает чисто внешние аналогии и внедряется во внутреннее, потаенное устройство и предназначение академического искусства. Коего цель, рассуждая технически, ведь иллюзия. Обман. Воспарение в… никуда, неизобразимое черное ничто. Вот и возникают в сомнамбулических полотнах Чижова маковые нивы, и арийского вида юноши шествуют по ним вместо мыльниковских крепкотелых самок; и не пронзительно голубой небосвод фоном, а непроглядная чернота; да и сама иллюзия — очень, очень иллюзия, с которой Чижов добавляет в серию крупные натюрморты надрезанных, сочащихся маковых головок, — кажется в итоге такой обманчивой, такой жуткой. Потому что ведь в чем смыл академического иллюзионерства: это почти есть, это почти правда, и я как будто там? Ну, и Чижов об этом.