Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка
В гостях у Родченко и Степановой

Большая ретроспектива в честь 120-летия одной из амазонок авангарда и ее не менее великого мужа

Большая выставка русского авангарда — одновременно дань общемировой тенденции и мощное сольное выступление Пушкинского музея. Выставка из девяти разделов расскажет о том, как жили Александр Родченко и Варвара Степанова, буквально заглянет к ним в мастерскую, потом перенесет зрителя вместе с героями на Всемирную выставку в Париже в 1925 году, окунет в мир советской передовой богемы 20-х годов и подробно разъяснит, почему именно эти два человека так важны для русского искусства XX века. Биомеханика, фотоколлаж, абстракция, конструктивизм — даже простое перечисление тех областей, в которых супруги были новаторами, приводит исследователей в восхищение. 250 предметов из личного архива потомков Родченко и Степановой, переданного в дар Пушкинскому музею в 1990-е годы, собраны и оформлены в стройное повествование, которое раз и навсегда прояснит, кто есть кто в русском авангарде.

  • В гостях у Родченко и Степановой – афиша
  • В гостях у Родченко и Степановой – афиша
  • В гостях у Родченко и Степанов�ой – афиша
  • В гостях у Родченко и Степановой – афиша
  • В гостях у Родченко и Степановой – афиша
Живопись, Графика, Скульптура

Как вам выставка?

Отзывы

9
Федор Крайминов
7 отзывов, 5 оценок, рейтинг 7
27 ноября 2014

Прекрасная выставка, я вообще люблю конструктивизм - всю ту эстетическую канву, которая сопровождала мечтателей первой волны, которые не успели (или не захотели понять, чем дело пахнет - так кричала сосланная комсомолка и большой писатель Евгения Гинзбург в лагерях "они обманули, ах, если бы об этом знал товарищ Сталин!") Родченко работал с Маяковским и набивал те самые шрифты на дома, кода нужно было рекламировать в дорогом магазине, куда никто не шел, еду "Нигде кроме - как в Моссельпроме!. Автор триптиха Желтый, Красный, Синий - перемежающееся с этим, на мой взгляд, через несколько десятилетий делал Марк Ротко (Роткевич),10-ти летним переехавший из царской России в Америку.

В общем, на выставку стоит пойти - иллюстрация интересного среза недолгой эпохи, когда недальновидные (или наоборот, слишком дальновидные художники, которые все быстро поняли и влились) надеялись, что из города Иваново можно будет сделать столицу мирового коммунизма и там будут летать на воздушных шарах, а балконы в домах не стоит делать автономными, потому, что рабочие должны выходя покурить, должны обсуждать рабоче планы, а за жителями дома Наркомфина, экономистами высокого класса, не приедет черный воронок и они останутся живы и успеют насладиться автономными верандами при своих квартирах.

10
0
7
Elena Mamarykova
25 отзывов, 60 оценок, рейтинг 28
16 февраля 2015

Замечательная выставка, и я ещё раз убедилась, чем больше смотришь разных художников, тем чувствительней меняется твой угол "смотрения" и понимания. Художник живёт и отображает свой срез времени, кому какой достался. А у нас есть возможность заглянуть в прошлое. Да, и ещё: отличный аудиогид.

2
0
9
Ирина Горнова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
16 декабря 2014


Когда прошедшее становится историей? Только ли количество прошедших лет, дней и часов отделяет нас от явления ставшего исторически значимым? И всегда ли отделяет? Удивительное ощущение непрошедшего прошлого вызывает выставка, открывшаяся 25 ноября в музее личных коллекций Пушкинского музея изобразительных искусств. Она посвящена 120-летию со дня рождения Варвары Степановой и называется «В гостях у Родченко и Степановой». И не только называется. Организаторам выставки, действительно, удалось создать у посетителя ощущение, что он пришел в гости в семью открытую, гостеприимную, веселую и приветливую.
Много сказано об этих замечательных художниках. Кроме того, само за себя говорит их творчество, образцы которого представлены на выставке. Но вот что примечательно. Эти новаторы-революционеры, разрушающие привычные представления о традиционном искусстве прошлого, смелые, дерзкие, полные молодой энергии, опрокидывающей все привычные каноны, эти бунтари в области творческой, в тоже время очень консервативны. Они стихийно и трогательно консервативны в самом лучшем смысле этого слова в области, касающихся семьи и взаимных отношений. Об этом говорят фотографии с исполненными любви и заботы ласковыми взглядами. Об этом говорят страницы писем. Об этом говорит и сам факт многолетнего плодотворного сотрудничества, когда общность взглядов и идей обогащает творчество каждого.
На выставке нашли отражение все стороны творчества Родченко и Степановой, художников, по праву считающихся основоположниками авангардизма и конструктивизма. Но выставка интересна не только полнотой представленных экспонатов. Экспозиция интересна и рядом находок, усиливающих впечатление от представленных на ней артефактов. Интересна и разнопланова и форма подачи экспонатов, зачастую демонстрирующая незаурядное мастерство устроителей выставки: расположение и компоновка предметов, использование проекций изображений на разделенную на части прозрачную пленку, расположенную в проходах и др.
Кажется, что личные вещи – не только экспонаты, но все еще реальные предметы обстановки, не утратившими своего значения, а сами хозяева где-то рядом, просто вышли на минуточку в соседний зал.
Присутствие на выставке инструментов художников работает на ощущение, что творческий процесс лишь ненадолго прервался здесь на время прихода гостей и вот-вот продолжится. Больше того, инструменты словно приглашают посетителя принять участие в новаторском поиске авторов, чьи произведения полны смелого, жизнерадостного задора, искреннего и заразительного, какой бы сферы они не касались. Все звучит приглашением к дальнейшему эксперименту и поиску нового, к различным формам дерзания. Чувствуется, что мощный импульс, заданный Родченко и Степановой не устаревает, а лишь побуждает к развитию заложенный ими идей в современном контексте.

Родченко и Степанова преподавали в Строгановском училище в бытность его ВХУТЕМАСом- ВХУТЕИНом (1920-1930 гг.). Часть сегодняшних студентов Строгановской Академии не только являются последователями и продолжателями дела первых российских авангардистов в качестве дизайнеров, в рамках выставки они выступают в каком-то смысле и в качестве соучастников. Так руками студентов Строгановки воссозданы бумажные «самозвери» по эскизам Варвары Фёдоровны Степановой и Александра Михайловича Родченко, выполнены видеопрезентации, посвященные творчеству художников.
Эстафету преподавания строгановцам специальных дисциплин (история дизайна, фотографика) продолжает внук Родченко и Степановой – Александр Николаевич Лавреньтьев, являющийся в настоящее время проректором по научной работе вуза. Он – куратор сегодняшней выставки, и именно ему во многом обязаны мы сохранением наследия этих замечательных художников, по праву называемых пионерами советского авангарда, изучением и развитием их идей. И не только теоретическим развитием: любимые студентами занятия по фотографике под руководством Александра Николаевича всегда проходят в атмосфере увлекательного поиска и эксперимента. Эта замечательная преемственность позволяет от взгляда на семью в буквальном смысле перейти к более общему пониманию семьи в плане плодотворного творческого содружества – большой строгановской семьи, сохраняющей преемственность поколений.

1
0
9
Мария Гудова
2 отзыва, 5 оценок, рейтинг 0
6 декабря 2014

Очень сильная выставка, а также понравился подход организаторов - не разделять коллекцию. Однозначно стоит посетить любителям конструктивизма.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все