Москва
8.9

Выставка
Эрик Булатов

Классик советского андеграундного искусства с новыми работами

Один из основателей соц-арта — советского аналога поп-арта — продолжает создавать новые работы, в частности, со времен его последней крупной выставки в ГТГ в 2006 году уже накопилось достаточное количество произведений, чтобы показывать их отдельной выставкой. Самые знаменитые работы Булатова всегда сочетают безлюдный русский пейзаж, облачное небо и абсурдные надписи. На выставке будет более 90 картин и 50 графических работ из российских и зарубежных музеев и частных коллекций. Это едва ли не самая крупная выставка Булатова за всю его жизнь. И главное — здесь будут показаны его последние работы, в том числе монументальное полотно «Картина и зрители» — парафраз «Явления Христа народу», знаковой картины для реалистического русского искусства.

  • Эрик Булатов – афиша
  • Эрик Булатов – афиша
  • Эрик Булатов – афиша
  • Эрик Булатов – афиша
  • Эрик Булатов – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

9
Любовь Шаханова
16 отзывов, 24 оценки, рейтинг 46
10 сентября 2014

ВЫХОДЕСТЬ

Раздражает ли Вас современное искусство, как оно раздражает меня? Подозреваете ли Вы, или уверенны, что эти многочисленные современные «художники», угнетенные манией величия пополам с комплексом неполноценности, пытаются Вас поиметь? Меня бесит когда, чтобы понять, что же перед тобой, необходимо прочитать огромную простыню на стене мелким шрифтом, разъясняющую замысел Автора. Так вот, эта выставка - ДРУГАЯ.

Живопись, призванная фиксировать жизнь, умерла с появлением общедоступных и гораздо менее трудозатратных форм фиксации этой самой жизни. Зачем иметь на стене пейзаж/натюрморт/портрет, когда там уже висит телевизор, которой вообще берется собой эту жизнь подменить. За современным искусством осталась лишь область осмысления жизни (то бишь интеллекта), а не фиксации (или попытки проживания/сопереживания/погружения). В этом-то и проблема современного концептуального искусства – оно ничего не трогает в зрителе, кроме интеллекта.

То есть понятно, что когда я собралась на выставку Эрика Булатова в Манеже, то никаких особых эмоциональных потрясений не ожидала. А напрасно.

Это не просто точнейшая фиксация жизни нескольких поколений «этой страны», сделанная изнутри, прямо оттуда, из «того», ушедшего времени, сделанная так филигранно, попадающая в те самые болевые точки, что воспоминания оживают, будто ты почувствовал запахи прошлого. Например, Волхонка в детстве пахла карамелью «Раковые шейки», плывущей над Москвой-рекой с Красного Октября. Подъезд бабушкиного дома в Ростове-на-Дону пах чем-то дореволюционным, смешанным с икрой из «синеньких», а сама бабушка пахла тяжелыми, сладкими духами без названия, которые мне представлялись духами египетской Клеопатры… Короче, вы поняли – есть такой «запах времени и места», который позволяет буквально воскресить прошлое, и не просто какое-то там «прошлое» вообще, а твое личное, индивидуальное, ТАЙНОЕ/НАСТОЯЩЕЕ прошлое.

Эрик Булатов это умеет, и я уверена, что это работает не только со мной. Картины развешаны в хронологическом порядке – от прошлого, к настоящему. Вот восьмидесятые – запах душного, пыльного Дворца Культуры, под названием СССР, с облезающей позолотой и трескающейся гипсовой лепниной, готовой обвалиться нам на голову. Я учусь в МАРХИ, презираю эту фальшь и ложь, сдаю по истории градостроительства планировки главных городов Европы, твердо зная, что никогда не увижу никаких Елисейских полей и Замков Ангелов… Мы много путешествуем автостопом по совершенно безопасной провинции (тогда это никто так не называл и не ощущал): Великий Устюг, Тотьма, Каргополь, Новгород, Псков, Соловки… Эти серебристо-серые деревни, эти волшебные старухи, ткущие на деревянных станках цветастые половички, эти безголовые храмы, эти скрипящие деревянные мостовые… У Булатова за этот «запах» отвечают две совершенно Шукшинские картины – «Туман» и «Дорога».

Потом начинаются девяностые. Перестройка, гласность, как бы все понятно, но мимо меня – я рожала детей. А вот голубое небо свободы, сквозь ускользающую решетку, это про меня. И «Вид Москвы из Мадрида» - это про меня, и Париж/Рим/Нью-Йорк, вдруг оказавшиеся не просто планом из учебника, а вполне материальным воплощением той самой свободы - это точно про меня.

Двухтысячные. Все эти игры в слова и в форму. Форма слова, слова формы, Слава форме, формальные слова: ГДЕТУТ, КАКТУТ, ТАКВОТ, ТУТВОТ, ВОТВОТ, ВОТ, О! Это все про работу. ТАКОЙВОТДИЗАЙНСРЕДЫ.

А потом (ВДРУГ!) про освоение прошлого и свое место – как я в Лувре и Третьяковской галерее? Где мое место – на стене или перед ней? Че это Мона Лиза на меня так смотрит, презирает? Ну хорошо, не вышло из меня Леонардо, но хоть поговорить о нем я могу с сознанием дела, ведь я – профессиональный потребитель КРАСОТЫ. Оказывается, мое место пред картиной, тоже почетно. Спасибо и на этом.

Больше всего поражает, что этому человеку 81 год, а он все еще продолжает чувствовать болевые точки времени. Последняя картина на выставке называется «Наше время». Это о нас с вами, одиноких в толпе, которые уже спускаются в темноту, или еще поднимаются к свету, но все бегом, бегом, все на бегу, все мимо…

Не проходите мимо, сходите на эту выставку. При всей мрачности нашей жизни и интеллектуальным играм с безнадегой (ВЫХОДАНЕТ), она удивительно оптимистична и дает твердую уверенность, что ВЫХОДЕСТЬ.

24
0
1
Анна Власова
7 отзывов, 6 оценок, рейтинг 9
4 октября 2014

Какое искусство в обычном написании слов на полотне?

Знаете, в нашей стране под "Современном искусством" явно скрыта "Современная деградация", только почему-то общество это абсолютно устраивает. Молодежь ходит на выставки, чтобы выставить фотографии в социальную сеть, нежели по-настоящему обогатиться.

2
0
9
Андрей Игнатенко
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 20
28 сентября 2014

Классика 99%
Всем любителям современного искусства к просмотру обязательно.
И даже любители классической живописи найдут для себя пару-тройку работ настоящего мастера.
Представлены работы 60-х, 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х, 2013 и 2104 г.г.
Работы мастера в карандаше потрясают сложностью техники и реалистичностью.
Выставка достаточно большая и содержательная.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все