Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Выставка
Манифеста-10

Самая масштабная выставка современного искусства в Петербурге как минимум на несколько лет вперед

В Петербурге открылся самый ожидаемый, во всяком случае в среде профессиональной публики, смотр современного искусства — биеннале «Манифеста». Кочующая по закоулкам Европы биеннале, каждые два года меняющая кураторов и контекст, возникла в середине 1990-х и олицетворяла собой динамику актуального художественного процесса, рифмуясь с меняющейся Европой. В России она оказалась почти через двадцать лет, слегка изменив свою генеральную линию: вместо периферийного города была выбрана северная столица, а вместо куратора, осваивающего новые формы кураторской работы, — заслуженный деятель искусств в лице Каспера Кенига, экс-директора кельнского Музея Людвига.

Центральная площадка биеннале состоит фактически из двух отдельных выставок — в Главном штабе и в старом Эрмитаже. В Главном штабе просторно и по большей части безлюдно, в центре экспозиции — трехэтажная инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», имитирующая полуразрушенный дом, в руинах которого видны интерьеры комнат с произведениями искусства, висящими на стенах. Чтобы увидеть эти комнаты поближе, придется подняться на 3 этаж. Там расположена еще одна титульная работа выставки — документация перформанса бельгийско-мексиканского художника Франсиса Алиса, который приехал в Петербург из Бельгии на «копейке», воплощая мечту своей юности. Эта «копейка» в рамках перформанса была разбита о дерево во дворе Эрмитажа и оставлена там как уличная реклама «Манифесты». На 4 этаже внезапно обнаруживается три зала Матисса — его работы временно переместили с основной экспозиции, а на их место повесили произведения современных художниц, одна из которых создала портреты известных гомосексуалистов вроде Чайковского, Эйзенштейна и Нуреева, в компанию которых по какой-то причине затесался и Антон Красовский. Работы Йозефа Бойса, Герхарда Рихтера и других, менее известных широкой публике деятелей культуры, внедрены в Эрмитажную экспозицию, что делает их обнаружение сложной задачей. Единственная работа, которую почти невозможно пропустить, — произведение японца Тацу Ниси, построившего вокруг одной из огромных люстр 2 этажа дворца деревянный домик, который внутри имитирует интерьер обычной советской квартиры с ковром на стене и салфеточкой на телевизоре.

  • Манифеста-10 – афиша
  • Манифеста-10 – афиша
  • Манифеста-10 – афиша
  • Манифеста-10 – афиша
  • Манифеста-10 – афиша
Видео, Фотография, Живопись, Графика, Скульптура

Как вам выставка?

Отзывы

1
zupahero
23 отзыва, 216 оценок, рейтинг 24
1 августа 2014

Чудовищная профанация!
Если это - Европейская (!!!) биеналле, то в моем представлении она отражает все самое интересно и значимое происходящее в мире искусства. Если то, что размещено в выстовочных зала Главного штаба и впрямь самое интересное и актуальное, то мне искренне жаль современное искусство, это даже не стогнация а скорее деградация и кризис идей. Если не самое интересное, то тогда где оно?!
Ну и конечно разбитая копейка во дворе Зимнего дворца - это уже полный треш.
Если это считать исскуством или предположим акционизмом, то тогда предлогаю считать актуальными художниками всех участников ДТП в городе и Лениградской области.
Непонятно только одно - как критики и кураторы могут с таким серьезным видом "скармливать" людям этот отстой.
Вобщем полное разочарование.

5
0
7
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
22 августа 2014

Удивительным образом «Манифеста» оказалась в нужное время в нужном месте. На фоне лавинообразного политического безумия, агрессивной маниакальности «осажденных врагами», рвущихся культурных и экономических связей, запрета потребления качественных продуктов питания из Европы обостряется чувствительность к европейской культуре. Вынужденно соприкасаясь в современных реалиях с пропагандой архаических традиционных ценностей, сводками военных действий, борьбой за территорию, перестаешь понимать, в каком времени и пространстве находишься. «Манифеста» все возвращает на свои места: XXI век, Европа, Петербург. В нашем городе Европу невозможно отделить от России, поскольку европейская культура сплавилась с сознанием многих достаточно образованных людей.
Бывая в музеях и галереях, где произведения искусства ценны сами по себе, забываешь о том, что они были или будут частью жизненного пространства. Проведя несколько часов в Главном штабе, понимаешь, что современное искусство в значительной степени формирует среду обитания не только в материальном и эстетическом, но и в коммуникативном плане. Посредством материальных объектов, вызывающих ту или иную рефлексию, происходит диалог, соприкосновение с сознанием, мировоззрением, внутренним миром другого человека. Объекты, представленные на биеннале, вызывают разнообразную рефлексию – радость красоты чистого цвета, зеркальной игры цветовых пластин, ощущение экспрессии красных линий с усиливающимися просветами белого, воспоминание о советском детстве, неистребимых коммуналках, потоке скользящих мимо шедевров искусства туристов, сентиментальность по отношению к животным и многое другое.
Многометровая инсталляция разрушающегося дома – представление мира с точки зрения искусства. На одном из этажей этого дома находятся картины русских авангардистов. Ураган времени разрушает государства, идеологии, религии, но не властен над Искусством, потому как оно вечно, по крайней мере, до тех пор, пока существует человечество.
Отдельное спасибо организаторам и арт-медиаторам за бесплатные экскурсии, которые помогают сориентироваться в пространстве «Манифесты». Все очень живо, непринужденно, разнообразно и свободно.

3
0
3
Julia Kuznetsova
1 отзыв, 6 оценок, рейтинг 1
12 октября 2014

Полнейшее разочарование. Удивительно, несмотря на прекрасную планировку Главного Штаба после реконструкции, кураторы умудрились создать совершенно скучное и плохо организованное выставочное пространство. Еще больше разочаровали выбранные сюжеты и авторы. Изрядно надоело видеть одно и то же возвращение к Кабакову и Новикову. Есть множество тем, более актуальных для современной России, чем очередное возвращение к советскому прошлому. Эстетическая сторона-отсутствует, концепции, изложенные на худо сделанных табличках с описаниями - с трудом прослеживаются и будто высосаны из пальца, да и хотя бы столь шокового воздействия на публику - нет.
Или Манифеста не столь политически свободна, как заявляет? Видимо коктейльные скульптуры Анны Вероники Янссен очень востребованы в городе, уставшем от чопорности дворцов и отсутствия музея современного искусства. Не это мы ждали от нашумевшего биеннале. Выставки того же московского мультимедиа арт музея вызывают большие эмоции.
Неужели это и правда то "разнообразие" актуального искусства, которое обещали организаторы, неужели это действительно и есть самые актуальные произведения на сегодняшний день?
Когда видишь зрителей,интерес которых состоит только из получения красивой фотографии для инстаграм- все становится очевидно.Да и фотографии если честно, не ахти какие выходят.

1
0
5
Елена Федорова
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 23
13 октября 2014

Я впервые на подобного плана выставке. Полный профан в творчестве. В целом есть , что посмотреть, чему удивиться. Не могу забыть простыни на стенах с описанием, что это тайга с оленем 😂
Но второй раз бы не пошла.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все