Выставки Москвы

Выставка Манифеста-10, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 29 июня – 31 октября 2014, Санкт-Петербург

7.2

Самая масштабная выставка современного искусства в Петербурге как минимум на несколько лет вперед

В Петербурге открылся самый ожидаемый, во всяком случае в среде профессиональной публики, смотр современного искусства — биеннале «Манифеста». Кочующая по закоулкам Европы биеннале, каждые два года меняющая кураторов и контекст, возникла в середине 1990-х и олицетворяла собой динамику актуального художественного процесса, рифмуясь с меняющейся Европой. В России она оказалась почти через двадцать лет, слегка изменив свою генеральную линию: вместо периферийного города была выбрана северная столица, а вместо куратора, осваивающего новые формы кураторской работы, — заслуженный деятель искусств в лице Каспера Кенига, экс-директора кельнского Музея Людвига. Центральная площадка биеннале состоит фактически из двух отдельных выставок — в Главном штабе и в старом Эрмитаже. В Главном штабе просторно и по большей части безлюдно, в центре экспозиции — трехэтажная инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», имитирующая полуразрушенный дом, в руинах которого видны интерьеры комнат с произведениями искусства, висящими на стенах. Чтобы увидеть эти комнаты поближе, придется подняться на 3 этаж. Там расположена еще одна титульная работа выставки — документация перформанса бельгийско-мексиканского художника Франсиса Алиса, который приехал в Петербург из Бельгии на «копейке», воплощая мечту своей юности. Эта «копейка» в рамках перформанса была разбита о дерево во дворе Эрмитажа и оставлена там как уличная реклама «Манифесты». На 4 этаже внезапно обнаруживается три зала Матисса — его работы временно переместили с основной экспозиции, а на их место повесили произведения современных художниц, одна из которых создала портреты известных гомосексуалистов вроде Чайковского, Эйзенштейна и Нуреева, в компанию которых по какой-то причине затесался и Антон Красовский. Работы Йозефа Бойса, Герхарда Рихтера и других, менее известных широкой публике деятелей культуры, внедрены в Эрмитажную экспозицию, что делает их обнаружение сложной задачей. Единственная работа, которую почти невозможно пропустить, — произведение японца Тацу Ниси, построившего вокруг одной из огромных люстр 2 этажа дворца деревянный домик, который внутри имитирует интерьер обычной советской квартиры с ковром на стене и салфеточкой на телевизоре.

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Отзывы пользователей о выставке «Манифеста-10»

Фото Igor Glazov
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
17
5

Очередной манифест советской власти
Выставка Манифеста, проходящая в этом году в Санкт Петербурге, продолжает послевоенную традицию европейских выставок левого искусства, таких, как например, Документа.
Выставки эти были направлены против буржуазного образа жизни, с его стремлением к комфорту и уходом от смысложизненных проблем. Демонстративно раздражающие образы современного искусства были призваны создать экзистенциальную ситуацию, продемонстрировать другую сторону жизни, где есть страдание, боль и смерть.
Насколько это актуально для России? Беглого взгляда на отечественную историю 20 века достаточно, чтобы увидеть, что потеря национального государства и десятилетия советского рабства, тюрьмы, лагеря, бараки, массовые расстрелы «буржуев» то есть интеллигенции, офицерства, духовенства, да и просто горожан стали частью быта и истории русского народа.
В этой ситуации особенно важную роль играет культура, которая служила своего рода маяком в бесконечной мгле советской ночи и сегодня задает высокий цивилизационный стандарт России в мире.
В то же время, левое искусство в России целиком и полностью выражало дискурс советской власти с ее программным погромным отношением к отечественной культуре.
Очевидно, что этот проект требовал серьезных согласований, и тем печальнее видеть, что советский паттерн с его пафосом разрушения продолжает воспроизводиться в совершенно новых условиях, цепляясь за бесполезные мифы времен террора.
Но есть и положительный момент, если раньше люди, объявившие «войну дворцам», переворачивали урны и поджигали почтовые ящики анонимно, то сейчас они делают это при свете дня, что позволяет публике в свою очередь сделать соответствующие выводы.

5
Фото Елена Самукова
отзывы:
214
оценок:
223
рейтинг:
282
7

Удивительным образом «Манифеста» оказалась в нужное время в нужном месте. На фоне лавинообразного политического безумия, агрессивной маниакальности «осажденных врагами», рвущихся культурных и экономических связей, запрета потребления качественных продуктов питания из Европы обостряется чувствительность к европейской культуре. Вынужденно соприкасаясь в современных реалиях с пропагандой архаических традиционных ценностей, сводками военных действий, борьбой за территорию, перестаешь понимать, в каком времени и пространстве находишься. «Манифеста» все возвращает на свои места: XXI век, Европа, Петербург. В нашем городе Европу невозможно отделить от России, поскольку европейская культура сплавилась с сознанием многих достаточно образованных людей.
Бывая в музеях и галереях, где произведения искусства ценны сами по себе, забываешь о том, что они были или будут частью жизненного пространства. Проведя несколько часов в Главном штабе, понимаешь, что современное искусство в значительной степени формирует среду обитания не только в материальном и эстетическом, но и в коммуникативном плане. Посредством материальных объектов, вызывающих ту или иную рефлексию, происходит диалог, соприкосновение с сознанием, мировоззрением, внутренним миром другого человека. Объекты, представленные на биеннале, вызывают разнообразную рефлексию – радость красоты чистого цвета, зеркальной игры цветовых пластин, ощущение экспрессии красных линий с усиливающимися просветами белого, воспоминание о советском детстве, неистребимых коммуналках, потоке скользящих мимо шедевров искусства туристов, сентиментальность по отношению к животным и многое другое.
Многометровая инсталляция разрушающегося дома – представление мира с точки зрения искусства. На одном из этажей этого дома находятся картины русских авангардистов. Ураган времени разрушает государства, идеологии, религии, но не властен над Искусством, потому как оно вечно, по крайней мере, до тех пор, пока существует человечество.
Отдельное спасибо организаторам и арт-медиаторам за бесплатные экскурсии, которые помогают сориентироваться в пространстве «Манифесты». Все очень живо, непринужденно, разнообразно и свободно.

3
Фото zupahero
отзывы:
22
оценок:
213
рейтинг:
29
1

Чудовищная профанация!
Если это - Европейская (!!!) биеналле, то в моем представлении она отражает все самое интересно и значимое происходящее в мире искусства. Если то, что размещено в выстовочных зала Главного штаба и впрямь самое интересное и актуальное, то мне искренне жаль современное искусство, это даже не стогнация а скорее деградация и кризис идей. Если не самое интересное, то тогда где оно?!
Ну и конечно разбитая копейка во дворе Зимнего дворца - это уже полный треш.
Если это считать исскуством или предположим акционизмом, то тогда предлогаю считать актуальными художниками всех участников ДТП в городе и Лениградской области.
Непонятно только одно - как критики и кураторы могут с таким серьезным видом "скармливать" людям этот отстой.
Вобщем полное разочарование.

3
Фото юля smith
отзывы:
1
оценок:
6
рейтинг:
1
3

Полнейшее разочарование. Удивительно, несмотря на прекрасную планировку Главного Штаба после реконструкции, кураторы умудрились создать совершенно скучное и плохо организованное выставочное пространство. Еще больше разочаровали выбранные сюжеты и авторы. Изрядно надоело видеть одно и то же возвращение к Кабакову и Новикову. Есть множество тем, более актуальных для современной России, чем очередное возвращение к советскому прошлому. Эстетическая сторона-отсутствует, концепции, изложенные на худо сделанных табличках с описаниями - с трудом прослеживаются и будто высосаны из пальца, да и хотя бы столь шокового воздействия на публику - нет.
Или Манифеста не столь политически свободна, как заявляет? Видимо коктейльные скульптуры Анны Вероники Янссен очень востребованы в городе, уставшем от чопорности дворцов и отсутствия музея современного искусства. Не это мы ждали от нашумевшего биеннале. Выставки того же московского мультимедиа арт музея вызывают большие эмоции.
Неужели это и правда то "разнообразие" актуального искусства, которое обещали организаторы, неужели это действительно и есть самые актуальные произведения на сегодняшний день?
Когда видишь зрителей,интерес которых состоит только из получения красивой фотографии для инстаграм- все становится очевидно.Да и фотографии если честно, не ахти какие выходят.

1
Фото Елена Федорова
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
24
5

Я впервые на подобного плана выставке. Полный профан в творчестве. В целом есть , что посмотреть, чему удивиться. Не могу забыть простыни на стенах с описанием, что это тайга с оленем 😂
Но второй раз бы не пошла.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить