Сегодня сложно переоценить значение образа автомобиля для футуристов — это скорость, рев двигателя, агрессивное движение и победа над старым миром. Таким же символом будущего для авангарда стало воздухоплавание. Идея о полете в небо, возносящем человека на один уровень с Богом, присутствовала в творчестве почти каждого русского художника-авангардиста. Идеальным представлениям соответствовали и реальные успехи авиации — на выставке работы Александра Родченко, Варвары Степановой, Александра Дейнеки и других деятелей авангарда из собраний разных музеев объединят с историческими артефактами, кино и музыкой того времени: все о небе и его покорителях.
Живопись, Графика, Инсталляция |
Весьма толковая выставка, достаточно полно раскрывающая феномен бума вокруг авиации в первые десятилетия существования СССР, со всех сторон. И очень правильно что она проходит под сенью дома еврейского народа, который подобных феноменов повидал уже достаточно.
Возникает что то новое, входит в жизнь. Оно, естественно, лучше чем то что было. Вокруг этого нового собираются люди. Разные.
Провидцы и творцы, которые видят будущий рай, к которому, среди прочего, приведёт вот это новое. Только провидцы ясно видят когда он на самом деле будет, а творцы нет, потому что такое видение лишило бы их способности к энергичному творчеству. Первые вообще говорят что до рая ещё очень далеко, но тихо, чтобы поменьше огорчать; вторые строят на него планы, так будто он будет прямо при них.
Приходят герои и мученики, верящие в новое ещё более творцов, легко отдающие за его приближение свои жизни. Появляются практики, без далеко идущих мечтаний реализующие то из него что уже можно сделать прямо сейчас.
Подтягиваются власть предержащие, сознающие что если у соседа новое будет лучше то он им шваркнуть сможет, что нужно быстрее набрать новую силу и показать её первыми. И народ, естественно сбирается народ, пребывающий в экстазе и эйфории относительно того что и на его веку тоже что то меняется. Наконец подползают откровенные жулики и проходимцы чтобы поиметь на этом энтузиазме профит; впрочем на выставке их по счастью нет.
Потом, естественно, всем становится ясно что очередным кавалерийским наскоком до рая нет возможности доскакать. Так же как и прежним, который только к этому моменту вдруг кстати вспоминается. Проходит энтузиазм, и остаётся сухой остаток: всё то хорошее что было сделано пока он был, и память о тех хороших людях которые его испытывали.
И если у Вас мудрости как у старого еврея то Вы говорите: учитесь, ребята, подобных, хех, "феноменов" ещё много впереди.
"О сколько нам открытий чудных...".
Вызывает искреннее восхищение и удивление то обстоятельство. что практически весь гражданский воздушный флот в СССР, как выяснилось, был создан на добровольные пожертвования граждан страны и доходы от распространения облигаций целевого государственного займа. Выставка демонстрирует красочные образцы качественной пропаганды, которая буквально не давала возможности увернуться от общегосударственного дела создания гражданской авиации. Лучшие художники, поэты, фотографы были привлечены к решению этой задачи, и результаты их творчества широко представлены на этой экспозиции. Плакаты, стихи, кинохроника, фотографии, образцы прикладного искусства и т. д. Конечно, попутно, отмечены вехи становления воздушного флота, но, опять же, вехи эти носят преимущественно пропагандистский характер: агит-самолет "Максим Горький", перелеты в США, перелеты на Дальний восток, покорение стратосферы и т.д. Интересно, познавательно. Кстати, любопытно то обстоятельство, что в ходе смещения акцентов государственных интересов с гражданской авиации на военную, пропагандистский, рекламный и творческий бум в значительной степени угасает, и авангард с супрематизмом сходят на нет...
От всей души рекомендую выставку (1) всем, кто не считает супрематизм Малевича "обманом"; (2) девушкам, которые соскучились по образу Героя: Авиаторы 30-х на фото - советские секс символы, правда!; (3) всем, кому интересна авиация и все, что с ней связано (5) ценителям сериала "назад в будущее" - так классно смотреть на фантазии футристов 30-x о том, как в будущем мы заселим космос (кстати, помните квартиру Брюса Виллиса в Пятом Элементе?- по-моему, списали с картинок советских футуристов); и (5) вообще, всем пост-советским зрителям: опять содрогнулась от призывов на плакатах 1920-x 30-x: "Что лично ТЫ сделал для авиации?" И когда уже купишь лоторейный билет в ее поддержку?
Неожиданно понравилось. Привлекли имена, но прошлый опыт посещения Еврейского музея был очень негативным, и тогда вся выставка была испорчена уже на входе и потому шли с сомнением. На удивление быстро и спокойно прошли, быстро купили билеты.
Выставка насыщенная, но не утомительная. Очень разнообразные экспонаты и картины и детали и фотографии и схемы. И очень понравилось построение выставки, есть логика в продвижении в пространстве, не нужно метаться от одной стены к другой.
Ничто не предвещало, но выставка отличная.
Подборка не самая представительная, если иметь в виду какие-то штучные вещи, но очень показательная: плакаты и фотографии помогают составить неплохое представление о самой, наверное, героической эпохе отечественной истории. Попадаются и очень неожиданные экспонаты, вроде деревянных самолетиков для испытаний; мой безусловный фаворит - настольная игра "Спасение челюскинцев".
Короче говоря, идти ради авангарда не стоит, но неожиданного и удивительного будет много: например, актуальный и сегодня брендинг "Добролета" от Маяковского и других товарищей.