Выставки Москвы

Выставка Миф о любимом вожде, Москва
Исторический музей, 25 марта 2014 – 16 февраля 2015

7.9

Первая масштабная выставка предметов из коллекции бывшего Центрального музея В.И.Ленина

Музей Ленина был заложен в январе 1925 года, сразу после смерти вождя. В 1935 году он открылся в бывшем здании Исторического музея. Там показывали личные вещи Ленина, произведения искусства, посвященные вождю и его роли в становлении СССР, бесконечные картины в стиле соцреализма, поделки народных умельцев со всех сторон Союза, фильмы о Ленине и тому подобные вещи. Позже к культу личности присоединился Сталин, и музей пополнился всеми видами искусства, прославляющего генерального секретаря партии. Музей закрылся в 1993 году, а его бывшее здание теперь снова принадлежит Историческому музею, но ведь всегда интересно взглянуть на ковры и сервизы с изображением вождей, которые изготовляли еще при их жизни.

Место проведения

Исторический музей

Исторический музей

7.8
История России от каменного рубила до Павла I
Экспозицию лучше изучать фрагментарно, по мере поступления вопросов от ребенка, например, «Кто такие татаро-монголы?» или «Как выглядел Петр I?» (здесь выставлена его прижизненная маска). Всего же в крупнейшем национальном музее собрано 5 млн предметов (крупнейшее собрание в России) — от палеолитических топоров до фотографий строителей БАМа. Если на ознакомление с каждым предметом тратить хотя бы по секунде, а документы не читать вовсе, и то уйдет примерно два месяца. При музее открыто больше десятка детских кружков и студий.
телефон+7 (495) 692 40 19
адрес
ценаВход 150–400 р., для детей до 16 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьИсторический музей

Отзывы пользователей о выставке «Миф о любимом вожде»

Фото Виктор Славутинский
отзывы:
123
оценок:
123
рейтинг:
281
9

Теперь, когда и культ и его развенчание перестали быть особо актуальны, предметы имевшие к нему отношение утратили и сакральный и нарочито отрицаемый смысл, могут быть восприняты в той или степени объективно, оказывается что их ценность: культурная, историческая, и, если угодно, социальная и психологическая - как и следовало ожидать - весьма высока.

Для начала, выставка имеет в названии слово "вождь". Между тем, совершенно очевидно что ещё сам Владимир Ильич имел в виду свою, как сейчас говорят, самопрезентацию, следовал за желанием других в ней, был в ней скорее ведомым.

Вернулся он в Россию в шляпе и ботинках тонкой европейской выделки, но быстро сменил их на хрестоматийные кепку и грубые рабочие ботинки. Старые вещи были в сносном состоянии вполне, экономнее было бы продолжать использовать их; однако вождь рабочих сам должен был выглядеть как рабочий.

Обе субъективные оценки этой перемены, "свой" и "надувательство", растворились в истории. Остался только сам факт. То же самое можно сказать о всей объективной стороне экспозиции.

На самом деле занимательно что относительные размеры заварного ситечка и чайного стаканчика Ленина наводят на предположение что чрезмерно крепкий чай пили ещё декабристы. Думал ли об этом Ильич, имел ли сознательное намерение показать эту связь со своим ссыльным прошлым, и, через него, со всей революционной историей России, или следовал ей бессознательно, что впрочем вряд ли - в сущности всё равно.

Точно так же всё равно какие цели преследовал Сталин когда крошил в трубку папиросы, название которых современникам напоминало о Балканах и, через них, о Первой Мировой. Гораздо интереснее что из множества подаренных трубок он использовал одну или две, а одежду, вместо как менять, снашивал, порой до многократно заштопанных дыр; особенно на фоне того общеизвестного факта что с людьми вождь расставался без всякой жалости.

Вторая сторона выставки, художественная, составляющая большую часть экспозиции, и интересная, пожалуй, даже в большей степени, это собственно "миф" как таковой. После знакомства с реальными предметами, и портретными зарисовками с натуры, проще простого видеть как творцы, в том числе превосходные, общепризнанные таланты, переходили в изображении вождя от реальности к сакральности.

В этом смысле наиболее показательны, наверное, два момента. Первый серия бюстов Владимира Ильича созданная скульптором Николаем Андреевичем Андреевым. От множества вариантов, вполне живых, выражающих разные чувства и мысли, автор постепенно двигался к одному и тому же, тиражному, образу, выражающему один и тот же стандартный их набор, ассоциированный с вождём именно.

Финальный вариант это две практически идентичные скульптуры в центре наверху, демонстрирующие способность морщить огромный лоб, хитро прищуриваться, сурово смотреть, пламенно читать речи с трибун, спокойно убеждать фактами в тиши кабинета, и так далее, одновременно; последовательное формирование идеального образа как на ладони.

Второй момент это те картины и скульптуры которые были отвергнуты и упакованы в запасники по причинам малого соответствия новоформируемому мифу. К примеру Ленин в ночных раздумьях о будущем и Ленин на фоне европейских афиш; очевидно в первом усмотрели какое то внутреннее сомнение, а во втором потенциальную возможность зайти в буржуйскую кафешку и выпить чашку буржуйского кофейку, что, конечно, вне рамок положенного пролетарскому вождю пролетарского этикета.

Начинаясь с идейно правильных ботинок, сакрализация, если её последовательно развивают, обязательно проходит через переписывание истории, выбрасывание из неё всех моментов мало этим самым ботинкам соответствующих. Очевидно что Ильич пивал кофий в Европах, это правда. Нужно же ему было что то пить. Точно так же очевидно что у него бывали сомнения. Сомнений нет только у библейских пророков и дураков.

Однако в последовательно мифологизируемом обществе последовательно исчезает возможность сказать об этом. Сначала художественно, затем публично, а затем и лично. Правда перестаёт быть законной, до очередного масштабного поворота.

Третья же сторона описана словом "любимый" в названии. Результат власти мифа, во всём обществе или в отдельной голове. Портреты сделанные простыми людьми вместо знаменитых мастеров сакрализации. Из подручных материалов, от зёрен до тополиного пуха. По всей планете.

Сторона эта восхищает, опять же двумя, взаимосвязанными моментами. Первый это насколько различно можно изобразить одного и того же человека. Второй это до какой степени изображение может быть изображением чего и кого угодно вместо него, а в первую очередь самого автора изображения.

Так у японского Ленина пиджак выглядит как парадная накидка с драконами, а осанка сёгуна. Китайский Ильич очевидный наследник Конфуция. Боливийский хулиганисто скашивает кепочку на лоб, нанайский Сталин это точно нанаец, а ещё один товарищ по всей видимости негр.

Если пересмотреть полотна больших русских мастеров после этой части выставки то такая сторона видна и в них.

Миф в ведении идеологии вместо реальности, идея сама по себе бесплотна; попытки изобразить её обязательно имеют результатом изображение, вместо идеи, её носителя, а это сам художник. Культура изображения это та которой принадлежит он сам, вместо как его модель. Изображённое время это то которому принадлежит он сам, вместо как тот кто на картине.

Так череда портретов Ленина и Сталина оказывается чередой автопортретов, слепком мест и времён совершенно иных чем место и время в которых когда то жили вожди. Видели ли авторы плоды своих трудов таким образом - опять же, в сущности, всё равно. Важно что нам предоставлена возможность так их увидеть.

Рекомендую.

8
Фото Caracol
отзывы:
4
оценок:
24
рейтинг:
11
9

Удивительные портреты Ленина из перьев, сахара, зёрен, кожи, ткани, меха и вообще всего из чего только можно сотворить некое изображение. Здесь и лоскутный Ленин, и Ленин-инопланетянин откуда-то из Латинской Америки, и масса любопытных подарков вождю со всех уголков мира в стиле "кто во что горазд". И "мастерская скульптора" с целой "толпой" голов и бюстов, которые внимательно смотрят на тебя и на других Лениных.
Выставка проходит в обновлённом здании бывшей Городской думы, в советское время превращенной в музей Ленина. Теперь это музей войны 1812 года в котором есть пространство для больших выставок. Стены завешаны транспарантами с цитатами вождей мирового пролетариата - своеобразное погружение в эпоху.
На выставке речь идет не только о самом Ленине (хотя тут масса интересного: его личные вещи, фотографии, рабочее место, личные бумаги), но и о том, как шел процесс его "обожествления". Любопытно, что в этих самых залах еще пару месяцев назад проходила выставка, посвященная Романовым.
Ленин - фигура неоднозначная и, в отличие от Сталина, немного подзабытая. Думаю, попытка Исторического музея помочь нам разобраться в нашей истории начала ХХ века не должна остаться незамеченной.

7
Фото Елизавета
отзывы:
751
оценок:
1112
рейтинг:
572
9

Отличная выставка: очень интересно. И про ... когда Ильич был маленький (и подросток) с кудрявой головой... и у рояля... и с Надеждой Крупской в Шушенском идёт через снега... и ведро из Разлива... и документы почитать за столом с зелёными лампами... Как люблю эти зелёные лампы, ах.... Самые лучшие документы для меня - Бухарина.. Аккуратный почерк.... "Я - не носорог.." .... Затравленные люди. Прекрасные работы мастеров искусства и творения обывателей - Ленин из перьев, из зерён. Если звёзды зажигаются, кому-то нужно. А если ружьё в первом акте висит на стене - в пятом должно выстрелить. Аминь.

1
Фото Светка Кузнезова
отзывы:
12
оценок:
13
рейтинг:
17
1

Ни о чём. Название "миф о вожде"... О каком вожде? Ленин? Сталин? Где и в чём показан миф? или разрушение мифа... тогда в чём? Назвали бы - кое какие вещи Ленина и Сталина. и цена...не обоснованно!!!

0
Фото Вера Константинова
отзывы:
2
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Выставка хорошая. Экспонаты интересные.
Но "организация" оставляет желать лучшего.
1. На сайте Афишы написано, что выставка в ГИМ.
Отстояла огромную очередь (всё-таки новогодние праздники), потратила деньги, оказалось, что выставка в другом здании. Опять очередь, опять деньги...
2. На выставке очень интересная коллекция курительных трубок. И есть подписи. Но какая подпись, к какой трубке относится - непонятно. Ну во всех же музеях циферки стоят, какая подпись к чему относится. Здесь так тяжело было сделать? В итоге очень много экспонатов вообще непонятно к чему.
3. Некоторые вывески написаны на стекле и на них светят лампочка. Так не объяснить, это надо видеть. Прочитать надпись почти невозможно, т.к. она получается задвоенная (отражается, и на неё ещё тень накладывается).
4. Фильм, который там показывают (кстати, очень хороший фильм), - такой тихий, что мы простояли прижавшись к стене, где колонки были, чтобы хоть что-то услышать.
5. На сайте ГИМ написано, что по четвергам проходят авторские экскурсии. Мы специально перенесли поход на четверг, много чего пришлось отменить/перенести. И, конечно же, по классике жанра, никакой экскурсии не было. И как мне сказала смотрительница: "И не было никогда".

Итог: Сами экспонаты - очень хорошие. Организация - отвратная.

0

Галерея