Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.7

Выставка
Рубенс, Ван Дейк, Йорданс…

Шедевры фламандского искусства в Пушкинском

55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века из собрания князя Лихтенштейнского. Знаменитые произведения Рубенса, Йорданса, Ван Дейка и других хрестоматийных мастеров. Об этих картинах, про каждую из которых написано по десятку научных статей, а также художественных произведений, и по которым миллионы художников учились, глядя на них как на эталон, трудно сказать что-то новое. Можно разве только подивиться мощным оборотам, которые набирает Пушкинский музей. Что ни говори, а две огромные выставки лучших образцов классического искусства в одном сезоне — это очень хороший результат.

  • Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… – афиша
  • Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… – афиша
  • Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… – афиша
  • Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… – афиша
  • Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
Inna V
81 отзыв, 240 оценок, рейтинг 181
22 июня 2014
КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЫХАНИЯ


Рубенс и Ван Дейк - самые сильные впечатления от великолепной выставки, которая открылась пару дней назад в моем любимом "Пушкинском". Помимо вышеуказанных авторов на выставке представлены Йорданс, Снайдерс, Брейгель и другие фламандские художники, работы которых действительно достойны разместиться в лучших галереях мира.

Самое яркое впечатление — Рубенс! Он поразителен! Какая-то невообразимая игра красок, теней и полутонов создают удивительно живые и цельные образы, которые живут своей особенной жизнью. Кажется, что глаза персонажей заглядывают в твою душу, их жесты и позы настолько естественны, что создают иллюзию динамики, а их взаимоотношения увлекают вас в неведомый мир, сотканный из мифов, легенд и древних сказаний.
Знаменитые рубенсовские женщины — пышные, мягкие, сочные, животворящие, не стыдящиеся собственной плоти и принимающие свои тела как безусловное великое творение Господа. Эти женщины прекрасны. Они живые, настоящие и убедительно откровенны в своей земной красоте.

Несмотря на всё, меня больше всего поразил портрет дочери Рубенса — Клары. Шедевральный портрет! И неслучайно лицо этой маленькой девочки стало лицом выставки и её основной "фишкой"!
Подходила к портрету 3 раза, всматривалась в глаза — необычайно взрослый взгляд, сильный и пронзительно живой, проникающий в самое сердце. Я подумала: эта девочка точно знает то, чего не знаю я...

Неимоверно сильное впечатление произвели на меня также портреты Ван Дейка. Вот действительно мастер портрета. Почему-то вспомнила нашего Николая Ге! Полагаю, Ге — наш русский Ван Дейк. Удивительное мастерство передачи внутреннего мира человека, его характера и особенностей социального положения. Очень искренние и живые портреты.

Про другие полотна писать не буду. Идите и смотрите! Они действительно великолепны - все!
И еще, до конца июля в Пушкинском работает выставка «Великие живописцы Ренессанса». Так что есть шанс посетить сразу две выставки, что я с успехом сегодня и проделала!

Прекрасный праздник души подарил мне музей им. Пушкина, с которым не хотелось расставаться, а вновь и вновь наслаждаться удивительным и красивым миром, запечатленным на полотнах великих мастеров.
Очередь? Да, была. Но как-то быстро прошла. Людей много? Да, но вполне хватает всем места и есть возможность спокойно любоваться полотнами. Много детей — особенно порадовало! Все-таки, самое лучшее и ценное в нас закладывается именно в детстве! А сам музей... сегодня я поняла, что для меня — это Храм! Здесь витают такие энергии, которые способны по-настоящему излечить душу, вселить в сердце надежду и искреннюю веру!

P.S. Часто ловила себя на том, что хожу с открытым ртом — в прямом смысле этого слова! Смыкала насильно губы, но через какое-то время рот снова приоткрывался. Невозможно здесь дышать просто носом... не хватает дыхания!

31
0
9
Таня Гусарова
39 отзывов, 41 оценка, рейтинг 76
5 сентября 2014

После прикосновению к миру Паолы Волковой стараюсь ходить на выставки одна. Потому что вряд ли кто выдержит со мной несколько часов прочтения картин или экспонатов, следуя её установке:
- Что люди делают в музеях? Прогуливаются. Так и хочется задать им вопрос: что вы видите перед собой? С чем вас соединяют? С каким миром?

На сей раз прогулка по «мосту через бездну» веков предстояла долгая. Заглянуть в 15-17 столетия - это не шутка. 19 картин Рубенса. Плюс Антонис Ван Дейк, Брейгели и другие фламандские мастера – часть ценнейшей коллекции князя Лихтенштейнского, которая представлена в ГМИИ им. Пушкина. Князья стали собирать коллекцию уже в 15 веке, они знали толк в живописи, каждая картина бесценна. (Правда, один из них, яростный ревнитель нравов, стал избавляться об рубенсовской и прочей обнажёнки и преуспел в этом так, что потомкам пришлось рыскать по всему свету в поисках утраченных шедевров.)

Но попробуй прочитай Рубенса, если не знаешь мифологии, Ветхого Завета или истории Древнего мира. Хорошо, что рядом с картинами пояснения и про Марса с Реей Сильвией, и про Эрихтония, и про Мелеагра с Аталантой. С другой стороны, приходишь после таких выставок домой и садишься изучать то, что следовало изучить давным-давно.
Жемчужиной же рубенсовского зала является портрет его рано умершей дочери Клары Серены от первой, рано умершей жены. Девчушка пристально смотрит на нас из глубины веков.

А вот П. Брейгеля-младшего (Адского) можно читать даже «неграмотному». «Перепись в Вифлееме» (1607) и не Вифлеем вовсе, а голландский городок. А люди там, гляди-ка, такие же, как и мы: пёстрая толпа рвущихся на переписной участок, бегущие по делам и праздно шатающиеся горожане, дети на речном льду и - ну как тут не прибегнуть к ассоциациям с российскими реалиями! - детально запротоколированный процесс сооружения сарая, аккурат посреди дороги.
Всех Брейгелей можно читать, как многосюжетные книги. Причем, вдоль и поперек, слева направо, по диагонали. Посетители выставки фотографируют картину фрагментами, каждый из которых – мини-шедевр, достойный отдельного прочтения.

Так же богата деталями и дает пищу для размышлений работа Херри Мет де Блеса «Пейзаж с медеплавильней» (1535). Вот она во всей красе - прапра…прабабушка наших Магнитки и Северстали, со всеми этапами тяжёлого производственного производства.

«Пять неразумных дев» радуют глаз своей раскованностью. Уж не знаю, действительно ли это на древнееврейский сюжет о неразумных девах, ожидающих после девичника жениха одной из своих товарок и забывших масло для светильников, но, если абстрагироваться от него и принять во внимание время написания – мрачное Средневековье – то, надо признать, отрывались девчонки по полной! Наши скромные женские посиделки – это ягодки по сравнению тем, что вытворяли юные прелестницы в – согласно школьным учебникам – мрачные времена инквизиции. Ну или в древней Иудее.
И где я эти игрища увидела? Отнюдь не на переднем плане. Только заглянув вглубь, всмотревшись. А ведь раньше, до Паолы, скользнула бы по крупным фигурам – и бегом дальше!

А какие деликатесы на картине Йорданса «Дары моря»— самого большого полотна на выставке. Тут тебе и омары, и каракатицы, и черепахи, и угри, и огромные рыбины всяких пород.

А какие живописные представители подводного царства демонстрируют нам это богатство! (Животик-то у Нептуна ну точь-в-точь как у соседа по даче дяди Славы Евстифеева, любителя пивка.)

А какие салоны живописи и предметов роскоши были в то время (подчеркиваю – 15-17 века)! Серебряная и золотая утварь, картины, роскошные ткани, богато оформленные книги. Один из таких салонов изображен на картине Корнелиса Де Бальера «Галерея коллекционера» (1630).

А какое раздолье для современных портных и цирюльников, сподобясь они дойти до музея и постоять у великолепные работ Антониса ван Дейка, выдающегося мастера портрета. Потрясающие одежды, красивейшие причёски. А лица какие! Какое достоинство! Чувствуешь их дыхание, и кажется, вот-вот шагнут эти средневековые аристократы в наше прекрасное далёко.
Воистину, много открытий совершаешь, когда не просто прогуливаешься по музею. Правда, немного мешала часто звучащая сигнализация: это наши люди пытались прикоснуться к прекрасному не токмо духовно, но и телесно.
А все почему? Потому что прослушала удивительные лекции и прочла книги Паолы Волковой, умнейшего и образованнейшего собеседника.

Чего и вам желаю, искренне завидуя тем, кто последует моему совету и поспешит прикоснуться к её богатейшему наследию, ну и, разумеется, посетить выставку в ГМИИ.

P. S. Ложка дёгтя:
1. Музей с недавних пор работает с 11.00.
2. Билеты стоят 400 р. (с 11.00 до 13.00) и 500 р. (с 13.00). Пойти семьёй – накладно. О высокой стоимости билетов – каждый второй отзыв в «Книге отзывов», чего ранее никогда не было.

Гусарова Татьяна

11
0
9
A M
94 отзыва, 220 оценок, рейтинг 222
30 июня 2014

Выставка, обязательная к посещению. Присутствует некая внутренняя логика, показывающая художников, работавших примерно в течение одного столетия и прямо и косвенно влиявших друг на друга (смотрим портреты мужчин и женщин в чёрном и тёмно-сером). Конечно, прелестный Рубенс с замечательно выбранным заглавным полотном - портретом дочери художника. Остальные вещи "главного голландца" производят ... в общем этакое рррррубенсковское впечатление производят - куда-нибудь в большой палаццо, повыше.
Поразителен ряд портретов кисти Ван Дейка. Пейзажная часть этой выставки менее интересна, но полдюжины небольших полотен уместны. Рыбы-птицы-собаки... наверное, кому-то нравятся. Прекрасная, полная остроумия работа Брейгеля-младшего "Перепись населения в Вифлееме" - любовно написанное полотно с десятками разбросанных по полотну отдельных сюжетов (тут имеется ввиду голландский городок Бетлехем, а не пародия на "тот" Вифлеем почему-то со снегом).
Хорошее расположение работ, почти без погрешностей освещения. Из минусов - в большом зале ни одного места для того, чтобы присесть! Искусство искусством, а вот о людях как-то забыли.

11
0
9
Илья Комков
3 отзыва, 2 оценки, рейтинг 7
9 июля 2014

Возможность увидеть 20 великолепных произведений Рубенса в Москве по-истине уникальна. Зал всего лишь один, но впечатлений много. Никаких заграждений — вы можете рассматривать картины на любом удобном для вас расстоянии. А если придёте утром в будний день, то наслаждаться картинами вам вряд ли кто помешает.

4
0
9
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
10 октября 2014
Ухмылка сатиров и пугающие образы натюрморта "Дары моря"

Мэтрам голландской живописи совершенно плевать на то, что современное общество думает о пышных формах, демонических сатирах и выглядящих не слишком аппетитно рыбах: эти данности существуют совершенно вне каких-то контекстных рамок и категорийного размышления о субъективных лайках; олицетворяя собой совершенное - не побоюсь этого слова - вечное искусство, изображенные на полотнах глаза будто бы оживают, притягивая к себе взоры посетителей, впоследствии они словно насмехаются - в этом и выражается этот художественный плевок, перед которым посетитель вынужден капитуировать. Практически на всех представленных работах очень любопытен свет: даже монохромная палитра, превалирующим оттенком которой является серый, проецирует его. И еще поражают слезы, реализм которых воистину воскрешает что-то потерянное внутри, в сознании, в душе.

3
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все