Выставки Москвы

Выставка Эрвин Блюменфельд (Германия), Москва
Мультимедиа-арт-музей, 19 февраля – 11 мая 2014

7.5

Коллажи, рисунки и снимки знаменитого фэшн-фотографа-дадаиста

Место проведения

Мультимедиа-арт-музей
Все о фотографии
Выставки от Родченко до Нан Голдин, обязательные «Мода и стиль в фотографии» и Фотобиеннале, удачные заходы на территорию современного искусства вроде Кабакова или AES+F, школа фотографии и мультимедиа — все это в красивом современном музее Ольги Свибловой.
телефон+7 (495) 637 11 00
адрес
ценаВход 50–500 р., для детей до 7 лет вход свободный. Каждый третий вт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью.
официальный сайт

Отзывы пользователей о выставке «Эрвин Блюменфельд (Германия)»

Фото Juuly
отзывы:
5
оценок:
9
рейтинг:
16
9

Сразу замечу, изначально шла на Виногранда, а к Блюменфельду завернула по остаточному принципу: время есть, билет на все экспозиции. Не знала о нём ничего. В яндексе прочитала только: "дадаист и фэшн-фотограф". Ладно, думаю, как раз хотела посмотреть на эволюцию студийной фешн-съемки, зайду.
И как интересно зашла!
О том, что такое дадаизм тоже имела весьма смутное представление, только в общих чертах - "искусство абсурда" и то, что возникло оно, в сущности, из желания одного человека доказать всему миру, что искусство само по себе абсурдно и что под видом искусства продать можно всё. Кстати, за инсталляции из всякого мусора надо сказать спасибо именно основателю дадаизма;) С такой "моральной подготовкой" от дадаистического творчества Блюменфельда я ничего интересного для себя не ждала.
А зря.
Сейчас это называют "коллажами" и любой студент фотошколы может такое быстро собрать в фотошопе. Но в начале сороковых надо было изрядно поколдовать в проявочной, чтобы получить задуманное. И понимание вложенного труда придаёт работам дополнительную ценность.
Не знаю, дадаизм ли это, искусствоведам виднее, но в некоторых работах действительно столько абсурдного, что мой мозг отказался их анализировать.
И - внезапно - стало интересно.
Но даже не буду пытаться объяснить впечатление, потому что трудно зафиксировать оттенки микроощущений, скорее физических, чем ментальных. Советую один раз сходить и всё ощутить самостоятельно. Лучше скажу, о чем все-таки подумалось постфактум.
А подумалось о том, что человек вначале сам не совсем понимал, что делал: он скорее искал и хотел найти что-то эдакое, оставить след, чем сознательно стремился воплотить конкретную задумку. Он играл. Играл с фактурами, материалами и светом, играл с выдержкой и эффектами проявки. Пытался найти свой философский камень в фотографии, как любой мужчина, изначально - чистым разумом и технологией, подчинить тот неуловимый запах, что делает объект - объектом искусства. Фактически, создать своего голема, но одухотворенного, бессмертного. Поэтому некоторые коллажи действительно абсурдны и пусты, как неудачная попытка влить душу в сосуд, когда сосуд остался просто сосудом, а душа - где-то в пространстве идей. Правда, Блюменфельда это не останавливало и он шел дальше, продолжая искать, играть, создавать, втягиваться...
И тут прослеживается такая удивительная штука: чем больше времени он играл и пытался экспериментировать со светом, тем больше увлекался и оставлял разум для контроля за техникой, а не за содержанием.
Не даром в русском языке слово "фотография" - женского рода. Сначала капризная и недоверчивая, она требует времени и внимательного к себе отношения, чтобы убедиться, что у вас всё серьезно. Но как только научится доверять, способна одухотворить любой кадр. Ведь в отличие от мужской, рациональной, женская природа, природа, дарующая жизнь, другая. Она иррациональна в самой сути. Но именно это помогает ей становится мостом между мирами.
Поэтому, не знаю, как насчет дадаизма, но в некоторых работах со светом у Блюменфельда я вдруг почувствовала прикосновение вечного, пугающе необъяснимого, как внезапный сквозняк в закрытом помещении. Особенно, в женских портретах.
Что же касается его фэшн-периода, то там он явно применял знания, полученные в своих экспериментах. Работы красивые, интересные с точки зрения эволюции моды и глянца, есть находки и световое творчество. К тому же, большая часть посетителей именно здесь. Красиво, гламурно, понятно.

4
Фото Виктор Славутинский
отзывы:
123
оценок:
123
рейтинг:
281
9

Эрвин Блюменфельд, хоть и дезертировал с Первой Мировой, и бежал от фашизма за океан перед началом Второй, безусловно мастер немецкий, представитель той же самой, с одной стороны механистичной, а с другой вывернутой на манер "Кабинета доктора Калигари", культуры что породила фашизм.

Идея совместить череп и лицо пришла ему в голову сама по себе, до того как он использовал её в оказавшемся пророческим коллаже с Гитлером. Мысль разбить, расщепить, портрет возникла ещё раньше. Совмещение негатива с позитивом в единый образ, типа "Доктора Джекила и Мистера Хайта", уже послевоенное, а роботоподобные копии моделей ещё более поздние, даже если и за четверть века до Kraftwerk.

Точно это немецкая культура. Сам Эрвин наверное стал бы отрицать, а со стороны очевидно что его эксперименты с искусством имеют логику сходную с логикой экспериментов над людьми которыми занимались фашистские "доктора". Вместо как искать сердцем красоту он исследует пределы возможностей, обычно совершенно, и демонстративно, равнодушно к материалу.

Занимательно что подобного сорта исследовательский процесс в конечном счёте привёл его в модную фотографию - возможно это что то говорит о ней, и вообще об индустрии моды. А вообще, путь Блюмендфельд прошёл большой, с его творчеством разумно ознакомиться. Можно быть чуждым "Носферату", факт что он это классика кинематографа.

1
Фото Ксения Дерябина
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
11
9

Ох, уж этот Блюменфельд!

Биография Эрвина Блюменфельда до периода его известности скучна и банальна. Он родился в 1897-м году в Германии в еврейской семье. С юности увлекался искусством, особенно живописью и фотографией, но, подумав, что больших денег это не принесет, решил заняться чем-то более существенным и, перебравшись в 1922-м в Амстердам, открыл там небольшой магазинчик женской кожгалантереи.
Но, то ли способностей к коммерции у начинающего бизнесмена совсем не было, то ли судьба не желала мириться с его профессией, но дела у него катастрофически не шли.
Чтобы не впасть в депрессию Блюменфельд по ночам переоборудовывал магазин в фотомастерскую и фотографировал. Именно там зародился его стиль - реальный и фанстастический одновременно.

К середине 30-х Эрвин окончательно убедился в том, что только в фотографии и ни в чем другом он не сможет добиться успеха и творческого удовлетворения. Бросив магазин, он переезжает в Париж, а уже через год работы талантливого фотографа появляются в модных журналах.

Надо сказать, что его работы, скажем так, для души и коммерческие фотографии, довольно-таки отличались друг от друга. Если в первых было много иносказательности, во вторых тот глянец, который хотела видеть публика.

Он также много фотографировал обнаженных женщин, но такие фото в те времена не печатал ни один журнал.

Блюменфельд был той редкой породы одарённых эстетов, которые опережали время, потому что использовали самые нестандартные решения.

Я считаю, что организаторы подобрали самые неоднозначные и самые ясные для понимания российского зрителя творения Эрвина. Выставка замечательная, сходить на неё стоит ради свежей порции авангарда, ради сочных цветов и отенков, прикосновения вечного, пугающе необъяснимого, ради загадочных портретов чувственных неземных существ... Вам понравится.

1
Фото Joker
отзывы:
108
оценок:
363
рейтинг:
245
9

Это и сейчас смотрится неплохо. А для 30-х годов это очень, очень здорово, если не сказать удивительно. Причем это тот случай, когда необходимо увидеть оригинальную печать для полноценного восприятия. Может и не столь душевно, но мастерство сногсшибательное! Единственная экспозиция на выставке 100% стоящая посещения.
P.S. Не судите по подборке фотографий "Афиши". На самом деле все значительно интересней и разнообразнее.

0
Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
608
7

Выставка производит странное впечатление. Если бы человека признали гениальным и до кучи назвали бы произведениями искусства все, что он сделал. Это скорее экспериментариум доктора Блюменфельда, нежели обычная фотовыставка модного глянцевого фотографа.
К чему-то здесь явно стоит отнестись критически и даже скептически.

0

Галерея