Выставки Москвы

Выставка Анатолий Зверев. На пороге нового музея, Москва
Новый Манеж, 28 января – 8 марта 2014

8.5

Выставка произведений из коллекции Костаки, которая в будущем станет основой нового музея Зверева

Анатолий Зверев — один из представителей новой волны русского авангарда 1960-х годов, который оставил после себя около 30 тысяч произведений. Сейчас они раскиданы по разным музейным коллекциям, в том числе 700 из них принадлежат к собранию коллекционера Георгия Костаки. Основу выставки как раз составляют работы, которые передала в дар музею дочь Костаки — Алики.

Место проведения

Новый Манеж

Новый Манеж

8.0
«Младший брат» Манежа располагается в здании из красного кирпича, в котором находилась первая городская электростанция. Летом здесь ежегодно (каждый раз — на новую тему) проходит выставка современного искусства «Форум художественных инициатив». В течение остального сезона проходят самые разные выставки — от исторических до коммерческих.
телефон+7 (495) 692 44 59
адрес
ценаВход 20–250 р.
официальный сайт

Отзывы пользователей о выставке «Анатолий Зверев. На пороге нового музея»

Фото Павел Шкарин
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
25
7

Женские портреты Зверева – это вселенная. В вихре штрихов и пятен проступает не просто лицо человека, а нечто несоизмеримо большее – его сущность, настроение, судьба, если угодно. Бездонные глаза судьбы. Если бы в залах Нового Манежа висели бы только несколько женских портретов Зверева – уже это одно заставило бы меня прийти.
Великолепна также графика – лаконичная, но удивительно выразительная. Буквально два-три росчерка – и появляется морда мохнатого пса, бабка в платке, усатый кот или же бородатый Зверев. Отдельно отмечу три графических женских портрета, размещённых на стене возле экрана, где демонстрируются документальные фильмы о художнике. Средний из них – маленькой курносой девочки – особенно запомнился. Не выходит из головы. Какой-то поистине космический образ.
Необузданный, не признающий границ и правил, как в живописи, так и в жизни, Зверев был подвижником, сродни, например, Хлебникову, при всей бездне различий между этими фигурами. Когда сгорели картины на даче Костаки, и Зверев говорил «Я ещё нарисую», я сразу вспомнил, как Хлебников разжигал костер в степи своими рукописями, со словами «Я ещё напишу». Как птицы поют просто потому, что это их свойство от природы, так и творчество Зверева проистекало стихийно, независимо от жизненных перипетий, от наличия или отсутствия красок, холста, жилья, одежды, денег, признания.
Говоря о плюсах и минусах экспозиции, организации пространства выставки, скажу о том, что здесь представлены работы узкого временного спектра конца 50-ых, что, конечно, никак не даёт представления обо всём разнообразии наследия Зверева. И аннотаций к картинам нет – это у многих вызывает некоторое чувство растерянности. Организаторы компенсируют это дополнительными визуальными материалами – про документальные фильмы я уже упомянул, на экранах транслируются работы Зверева, фотографии художника, на столиках можно полистать альбомы, доступен бесплатный буклет. Оформление выставочных залов, освещение – всё это сделано хорошо, на мой взгляд.
Итак, любящим русский авангард – явка обязательна. Людям же, далёким от авангардизма, тоже искренне советую посетить эту выставку. Зверев - мастер масштабный и многогранный, чьи работы способны если не очаровать, то уж, как минимум, заинтересовать даже скептика. В этих обугленных полотнах есть жизнь.

8
Фото Таня Гусарова
отзывы:
40
оценок:
38
рейтинг:
73
9

Вопрос «идти или не идти» на эту выставку для любителей живописи стоять не должен. Ясен пень – идти. А для просто любопытствующих или не очень искушённых?
Тем потенциальным зрителям, кто не знаком с этим явлением - Анатолий Зверев, советовала бы прежде хоть немного почитать о гениальном художнике. Во–первых, потому что не все приемлют авангардизм. А во-вторых, на выставке информация о его жизни и творчестве отсутствует в привычном для нас виде – на стенах или стендах.
Однако её можно почерпнуть в прекрасно изданном буклете: о том, что выставка организована в преддверие открытия музея А. Зверева, о самом авторе, о трагедии в Баковке ... Кроме того, в зале присутствуют консультанты, готовые ответить на наши вопросы. Меня, например, прочитавшую о Звереве и его творчестве всё что можно, очень интересовал не найденный в публикациях вопрос о судьбе детей художника и их (не)причастности к такому большому событию.
Что вы увидите?
В двух залах – работы 1955-60 годов: портреты, пейзажи, анималистика, супрематика, «ню» … Они точечно освещены. Расположены по всему пространству помещения, очень удобно смотреть.
В одном из залов огромный экран, на котором демонстрируется мультимедийная композиция, которую я бы назвала «Вселенной Зверева». Из его рисунков соткана необъятная, цветная, яркая картина Мира (авторам идеи и воплотившим её художникам – низкий поклон!). Усыпано бесчисленными звездами небо, и звезды эти постепенно превращаются в бесчисленные же картины. Завораживающее зрелище.
В центре одного видеоряда – автопортрет, на голове Зверева повязка, переходящая в ангельское крыло. Вся драма художника – в этом портрете. Щемит сердце. Правду говорят: по зверевским портретам можно прочесть не только характер, но и судьбу человека.
В другом зале проектор поменьше. Одна за одной одним выплывают ожившие картины, расширяются до предела, поражая каждой каплей краски, каждой чёрточкой.
В глубине зала демонстрируются три фильма о художнике, в т. ч. интервью с Аликой Костаки, безвозмездно передавшей эти ранее широко не выставлявшиеся работы в дар будущему музею.
Отдельный зал уставлен столиками, на которых лежат альбомы, специально изданные в рамках проекта, в т. ч. альбомы иллюстраций к произведениям Гоголя, Андерсена, Апулея. Их с удовольствием рассматривают, многие затем покупают. Рисунки к «Золотому Ослу» на момент нашего пребывания закончились. Оно и понятно – апулеевская сочная эротика подкреплена игривой кистью (точнее, кисточкой) Анатолия Тимофеевича.
Т.о., сбылась мечта одного из друзей художника: «Я мечтаю о том дне, когда в России будет издан альбом графики Зверева».
В книге отзывов не только впечатления от увиденного, но и предложения помощи будущему музею. Люди спрашивают: «Чем помочь?» - и оставляют номера своих телефонов. Потому что, цитирую одного из посетителей, «Его свобода! Где-то очень глубоко в нас сидит. Только очень глубоко. А он смог!»
Постскриптум. Билет для пенсионеров стоит 20 (Двадцать!) рублей. Студентам вход свободный. Я, как безльготница, отдала 250 р. С огромным удовольствием!


5
Фото Екатерина Хахалина
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
3
9

Экспозиция выставки располагается в 2 залах Нового Манежа. При входе мимо проходила публика со словами "Нет, так устраивать выставки нельзя". Наверное, смущало несколько хаотичное расположение картин, без дат, названий и пр. Но меня потрясли сами картины, на все остальное внимания не обращала. На портретах невыразимая грусть в глазах, они просто не отпускали- так и ходила из зала в зал. С каждым новым взглядом на картины они раскрывались совершенно по - другому. Старалась запечетлеть в памяти особо полюбившиеся портреты, чтобы мысленно возвращаться к ним снова и снова!

3
Фото Лисица Театральная
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
12
9

На выставке надо быть обязательно! Это такое тонкое сочетание работ, оформления зала и той особенной атмосферы, передающее запах эпохи, когда жил, кутил и творил мастер.

2
Фото Андрей Рахманов
отзывы:
9
оценок:
11
рейтинг:
14
5

Выставка не вызвала у меня большого восторга. Причина - большое количество однообразных работ, периода конца 50-х - начала 60-х годов. Полностью отсутствуют какие-либо пояснительные тексты, непонятен принцип размещения произведений по залам, но в фойе крутится фильм, рекламирующий новое издание альбома с живописью автора.
Предыдущие выставки в Москве "Анатолий Зверев и Владимир Яковлев" и "Зверев в огне" содержали работы разных периодов, что помогало лучше понять этого во многом неоднозначного художника.

2

Галерея