Выставки Москвы

Выставка Антонелло да Мессина, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 7 декабря 2013 – 19 февраля 2014, Санкт-Петербург

7.7

Один из лучших портретов кватроченто

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Один из лучших портретов кватроченто

Сто лет назад, во времена Брокгауза и Ефрона, энциклопедическую статью о художнике «из Мессины» полагалось заканчивать признанием: «Жизнь и деятельность Антонелло, как и вопрос о подлинности большинства приписываемых ему картин, представляют много темного» — и эта темнота кажется как бы сродни той, что служит у Антонелло непременным фоном его портретов. На этом фоне, из непроглядно глубокой его черноты, вдруг рисуется чей-то облик — и возникает направленный на тебя — тебя, кто живет по эту сторону картины, здесь и сейчас — взгляд. Взгляд настигает адресата спустя полтысячи — нет, больше — лет: а ведь всего-то очередной заказной портрет очередного неизвестного лица, порастерявшего в исторической перспективе все свои личные атрибуты, вплоть до имени — так что от него осталось только именно что лицо, в самом простом, непосредственном смысле этого слова; но существование этого человека, глядящего с портрета, не вызывает никакого сомнения, пусть мы ни слова не можем сообщить о нем больше. Вот так и с Антонелло: словно лучом выхвачены те полтора-два года, что он провел в Венеции, выполняя различные заказы, в том числе на портреты; а все, что до и после, относится по большей части к области легенд или догадок.
Так, по преданию, пересказанному Вазари, именно Антонелло познакомил венецианцев с масляной живописью, благодаря чему венецианская школа и живопись маслом на какое-то время оказались даже синонимами, — а согласно еще одному преданию, именно Антонелло первым стал сообщать облику своих портретируемых выражение некоторой эмоции, благодаря чему его портреты, выполненные всегда в строгом каноне (погрудное изображение в трехчетвертном развороте, на черном фоне), приобретали еще большую живость. И в набычившемся луврском «Кондотьере» будто до сих пор жив неукротимый дух итальянского вояки, чьи кости давно истлели — в семейном склепе или на поле брани, то неведомо. А высокомерный и даже немного презрительный, оценивающий взгляд «Мужского портрета», он же «Портрет старика», из туринского городского Музея старого искусства, способен неприятно зацепить и сейчас. У этого небольшого, 37х30 см, портрета, прибывшего с сольной гастролью в Эрмитаж, есть еще одно название, «Портрет Тривульцио»: это не потому, будто мы что-то знаем об этом спесивом доне, что можем именовать его эдак запросто, без имени-отчества. Нет, Тривульцио — это знатное ломбардское семейство, в чьем собрании портрет хранился до того момента, пока после жаркого спора о коллекции Тривульцио, оспариваемой вечными соперниками, Миланом и Турином, он не оказался в середине 1930-х в туринском музее.

Отзывы пользователей о выставке «Антонелло да Мессина»

Фото Елена Самукова
отзывы:
214
оценок:
219
рейтинг:
282
7

«Мужской портрет» да Мессина – один из тех портретов, которые, увиденные однажды, запоминаются надолго. Смотрела на эту картину всего лишь несколько минут, но она очень хорошо отпечаталась в зрительной памяти – тяжелый взгляд карих глаз, складки красной одежды на темном фоне, черная ткань головного убора. Портрет реалистичен в выражении индивидуальных особенностей и в то же время репрезентативен. Это человек своего времени.
Когда видишь картины итальянских художников, складывается одно представление об эпохи Возрождения, определившей развитие культуры и искусства в последующие несколько веков. И совершенно другое впечатление о том времени возникает, когда читаешь «Историю Флоренции» Макиавелли – борьба за власть и влияние, раздробленность Италии, становление республик и их падение. Та эпоха кажется бурлящим котлом, в котором энергия переливалась через край. Невероятный расцвет культуры и жуткая резня, крайняя жестокость, борьба не на жизнь, а на смерть. Раскрепостилась внутренняя сила, энергия людей, осознавших свои возможности. Но активность проявлялась по-разному. Чем бы не занимался изображенный на портрете мужчина, он, без сомнения, из числа деятельных, активных людей своего времени.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить