Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Невесомость

О выставке
Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

7
Юлия Герасимова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
6 декабря 2013

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ ИЛИ КАК ВЫЖИТЬ В УСЛОВИЯХ НЕВЕСОМОСТИ
В рамках «Специального проекта» 5-й Московской биеннале современного искусства в музее «Рабочий и колхозница» проходит выставка «Невесомость». Куратор проекта Елена Селина, известный галерист, стоявший у истоков российской галерейного бизнеса и куратор 3-й биеннале молодого искусства, в своем проекте собрала высказывания художников, объединенные темой невесомости, по поводу современной жизни вообще и актуального искусства в частности.
Метафора невесомости ассоциируется куратором с космонавтикой, а точнее с исследованием реакции человека на погружение в невесомость. Соседство с павильоном ВДНХ «Космос» и гостиницей под тем же названием, а также устремленность самого силуэта «Рабочего и колхозницы» ввысь, призваны обыгрывать метафору.
Важную роль в восприятии выставки играют, помимо текстовых комментариев и собственно работ, особенности внутреннего пространства. Порядок осмотра предполагает спуск с верхнего яруса на нижний. Долгие переходы, кружение по пустым длинным коридорам и пандусам, строгость и дороговизна интерьеров павильона навевают ассоциации с исследовательскими институтами и центрами подготовки космонавтов. Пассивным разглядыванием работ выставка отнюдь не ограничивается, это своеобразный эксперимент над зрителем, который может быть равнодушным к судьбе современного отечественного искусства, но не может не ощущать стерильности и наэлектризованности пространства. В этом отношении замысел Елены Селиной, чтобы выставка воспринималась бессознательно и чтобы ее можно «почувствовать кожей», воплотился сполна.
Понимание невесомости как дезориентированности, при которой нет возможности и смысла совершать действия, демонстрируют художники. Например «Urangst» Ирины Кориной представляет собой деревянный настил из раскачивающихся досок, пройдясь по которому можно буквально ощутите, как опора уходит из под ног.
Пустотой и отчуждением, пассивностью и бездействием проникнута работа Сергея Шеховцева «Шоссе в никуда». Бесконечное шоссе, над которым зависли в безмятежных позах наивные люди из пенопласта, полагающие, что их социальное положение дает им точку опоры, вдруг резко вздымается и преграждает дорогу, не оставляя шансов выбраться никому.
Такое существование, когда кажется все идет своим чередом, не может продолжаться бесконечно. Есть в нем какой-то изъян, порок, присутствие которого настойчиво и неотвратимо. Вокруг такой роковой ошибки, затаившейся там, где ее никто не ждал, строится работа Александра Повзнера «Детская площадка», аттракционы которой с первого взгляда напоминают обычные, но прокатиться на них без риска для здоровья вряд ли получится.
Кто-то из художников связывает шаткость нашего сегодняшнего положения отсутствием большого стиля, (выставка проходит внутри постамента статуи «Рабочий и колхозница», что создает контраст с мощной советской идеологией), яркой фигуры пассионария, решительных и безапелляционных действий. Белые металлические флаги Александра Повзнера («Флаги») символизируют идеологический вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза, и наводят на мысль о поражении и остановке в бездействии.
Безусловно, эта работа, как и многие другие, связана с ситуацией в стране - пассивностью, неспособностью человека повлиять на события и тревожным предчувствием скорого краха, который кажется так и должен нагрянуть, но полной развязки не происходит. На подобные мысли наводит работа «Мишмаш», с одной стороны напоминающая эквалайзер, регистрирующий амплитуду политической активности и народного терпения, а с другой, похожая на хлипкий забор, едва удерживающий набухшие тряпки.
Основной прием, работающий как при освоении пространства, так и в выборе работ - это прием саспиенса. Все подчиняется прерывистому, пульсирующему ритму: долгие спуски между выставочными залами с этажа на этаж, обилие свободного пространства между экспонатами. В лучших традициях саспиенса напряженное ожидание и беспокойство, нарастая, ничем не разрешаются. В «параноидальной пародии» Алексея Булдакова и Анастасии Рябовой «Attentionwhores», название которого говорит само за себя, прием нагнетания напряжения и нарушения ожидания используется с назойливым упрямством, довольно абсурдном, с учетом того, что в объектив трясущейся как в триллере камеры попадают случайные предметы, вроде уличного мусора.
«Искусству в принципе свойственно отсутствие корней или базовых оснований», - говорит Юрий Альберт и как бы в подтверждение его слов монотонный ритм фотографий с его выставки («Зрители») внезапно обрывается провалом — закутком, в котором показывают видеоинсталляцию «Эшелон» группы «Синий суп». Внезапное вторжение военной тематики вызывает эффект «чрезвычайной ситуации», но куда едут эшелоны в грузовиках и зачем на землю сбрасывают груз, узнать никаких шансов. Для «Синего супа» невесомость — это состояние постмодернизма, когда «люди не понимают где верх, где низ».
Постмодернистское представление о мире как о постоянно меняющемся и объективно непознаваемом призывает присмотреться к положению вещей с теневой стороны действительности, с непривычной точки зрения.
Зыбкие грани объекта изучает Аня Желудь в работе «Без названия». Ее инсталляция представляет собой объект и его тень - конструкцию из параллелограммов и отбрасываемые ей теневые узоры, разросшиеся до размеров, превышающих сам объект.
Взгляд, преломляющий традиционную оптику, определяет работу Владимира Логутова «Структурированное пространство», в которой нейтральный городской пейзаж подвергается калейдоскопическим смещениям.
На фотографиях Сергея Сапожникова мы видим людей в подвешенном состоянии — зависших на деревьях, заснувших на заборе – снятых в пригороде Ростова, напоминающем «Зону» из «Сталкера», символизирующую выход из реальности в иррациональность.
С невесомостью ассоциируется также вакуумное пространство впечатления. Почти импрессионистские жанровые видео из жизни автолюбителей и бездомных, зарисовки игры света на поверхности воды в стакане и затейливые узоры на асфальте в работе Кирилла Кто «Без названия», расположены фрагментами по горизонтали и одновременно могут быть прочитаны как поэтическая строка. Замирание перед чудом левитации в коротких зацикленных видео под названием «Ненужные» Владимира Логутова, также погружено в декорациях повседневности, но в отличие от видео работ Кирилла Кто, скорее направленны на сочетание китчевого и возвышенного.
Выставка представляет собой хорошо продуманное, производящее впечатление, но, как это ни печально, нисколько не обнадеживающее высказывание. Актуальное искусство - живой нерв, мгновенно реагирующий на дух времени и выражающий его. Каков мир, таково и современное искусство – пустоты и отчуждение, пассивность и бездействие, с точки зрения куратора являются наиболее подходящими характеристиками для современного мира. Выставка показала, насколько важной сегодня является тревога, живущая в обществе, обладающем всеми благами цивилизации и чувствующим себя на фоне видимого благосостояния особенно неуверенно.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все