Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Тотан Кузембаев

О выставке
  • Тотан Кузембаев – афиша
  • Тотан Кузембаев – афиша
  • Тотан Кузембаев – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

9
agitprop
4 отзыва, 23 оценки, рейтинг 0
3 августа 2013

ГРАВИТАЦИЯ

Выставка: Тотана Кузембаева
Инсталляция: Юр. Аввакумов

Взяли прах; на весы горсткой малой он пал.
Этот вес с весом камня нежданно совпал.
Низами

Во все стороны простиралась степь, иногда гладкая, иногда холмистая, на юге стояли высокие горы. Дети решили добраться до гор - и просто отправились к ним пешком. Шли полдня, устали, не дошли и вернулись домой. К следующему путешествию дети готовились - собрали еды: хлеба и арбузов, поймали в степи диких осликов и отправились во второй раз. Верхом на осликах передвигаться было быстрее, так прошел день, но ближе к ночи, осознав, что горы не приближаются, дети повернули обратно к дому, где их уже давно искали родители. Дети не знали, что горы от их аула в неделе верховой езды. Горы были мечтой. Горы притягивали. Горы для степного жителя были как город, место удаленное, малодоступное и притягательное.
Город - лингвистически - место огороженное, загражденное, гора - место возвышенное, лесное; оба слова со старославянскими и древнеиндийскими корнями. Здесь можно было бы вообразить резной город в частоколе бревенчатых стен, но откуда в степи взяться дереву, разве что мифологическому? Из строительных материалов - только глина и солома. Даже если город появляется как парящий мираж, как он однажды явился детям-путешественникам, это город сухих саманных стен. Город и гора в тюркских языках звучат как кала и тау - никакого фонетического или этимологического сходства. Хотя заманчиво было бы найти в детстве Тотана Кузембаева что-то символическое, что указывало бы на будущую профессию архитектора, как это было с Фрэнком Ллойдом Райтом, которому когда-то подарили детский деревянный конструктор Фридриха Фрёбеля...
Тотан предложил назвать инсталляцию с войлочными холмами и лунками, из которых в потолок проецируются видеоизображения его деревянных построек, “гравитацией”, то есть именем всемирного тяготения; свойством материи, выражающимся во взаимном притяжении тел. Про холмы тут все понятно - они символизируют казахскую степь, войлочный ковер - юрты, лунки - “шанырак”, "солнечные" отверстия в куполах юрт, парящие изображения - город-мираж. Что в этой инсталляции про гравитацию кроме формального разделения на легкое и тяжелое, верх и низ? Архитектура всегда имеет дело с тяжестью и никогда с невесомостью. О тяжести (gravitas) рассуждал еще Марк Витрувий Поллион: “Если ртуть слить в какой-нибудь сосуд и опустить на нее стофунтовый камень, он плавает на ее поверхности и не может своим весом ни придавить этой жидкости, ни выжать ее, ни разделить. Если же, вынув камень, положить туда скрупул золота, он не будет плавать, но сам собою опустится на дно. Таким образом, нельзя отрицать, что тяжесть отдельных вещей зависит не от их веса, но от их природного состава”. Тяжесть у Витрувия не равнялась весу, а крылась в природе вещей. Так же он описывал и свойства дерева: “Деревья обладают несхожими между собою и различными качествами. Это относится к дубу, вязу, тополю, кипарису, ели и прочим породам, наиболее пригодным для построек. Ибо дуб не годится на то, на что идет ель, кипарис - на то, на что вяз; да и остальные породы не имеют одних и тех же сходных между собой природных черт, но каждая в отдельности, заключая в себе особенности составляющих ее основных начал, оказывается пригодной в сооружениях одна - на одно, другая - и на другое дело”. За две тысячи лет с времен Архитектуры Витрувия для архитекторов ничего принципиально не изменилось, хотя в истории теорий гравитации произошло много изменений, в которых участвовали такие ученые умы, как Галилей, Ньютон и Эйнштейн. Архитектура - это по-прежнему тяжесть и природа материала. И бремя накопленных знаний.
Однако вернемся в казахскую степь, где нет ни ртути, ни золота, ни дуба, ни кипариса, где из построек только крытые войлоком и неизменные на протяжении веков юрты, - есть ли там гравитация в архитектурном понимании этого слова? По всей видимости, есть, когда на горизонте есть горы, и город парит как мираж. Если каждый день садиться на гилянского ослика и отправляться навстречу мечте, можно это тяготение, притяжение земного и горнего считать архитектурным качеством.
...К слову, если Райту игрушечные кубики подарили, то Тотан свои кубики делал сам, закладывая глину в спичечные коробки. Когда игрушечные кирпичи высыхали, из них можно было строить города.

Юр. Аввакумов

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все