Срежиссированная Кабаковыми дуэль с Эль Лисицким, в которой на каждый утопический выпад фантазера раннего авангарда опытные концептуалисты находят что возразить. Пафос рассчитан на восприятие в первую очередь западным зрителем: «Они тут намечтали, а нам тут жить». Мечтать, как следует, было все-таки вредно: прожектеру Лисицкому Кабаков определенно служит упреком — он ведь как никто умеет показать тотальность кошмарного советского быта.
Инсталляция |
Очень хорошая ретроспектива Лисицкого - наверное, одног о из самых недооцененных деятелей русского авангарда. Выставка предлагает всесторонний обзор творчества художника / архитектора и выявляет взаимное влияние Лисицкого и Малевича в области формообразования. Пророк форм нового времени, Эль стал заложником режима, так и не сумев полностью реализовать свой талант в предметном мире, поэтому нам остается познавать мастера на редких выставках. Мастгоу.
Знал Кабакова как автора мощных экзистенциальных инсталляций на тему советского быта. Оказалось, он много всего еще пытался делать, и все напрасно. Любопытный феномен - человек был слабым рисовальщиком, плохим живописцем, никудышным архитектором - и при этом гениальным художником, поскольку его инсталляции не имеют себе равных. Но здесь их немного - про коммунальную кухню и про человека, который улетел в космос. Второй участник выставки Лисицкий никакого интереса не представляет.
У этой выставки есть существенный плюс. Она вызывает зверский аппетит. Во-первых расположена на нескольких этажах, во-вторых постоянное размышление о смысле изображенного напрочь выбирает всю глюкозу из уставших нейронов. Если серьёзно, то Лисицкий был бы хорош соло, без противопоставления с Кабаковыми.
Выставка понравится тем, кто без ума от творчества Кабакова и/или творчества Лисицкого. В сравнении с западными художниками образы Кабаковых кажутся неточными. Хороший документальный фильм про Лисицкого. А так - разочарование.
Такое ощущение, что взяли небольшое количество работ и размазали по всему музею тонким слоем. Если не вчитываться в описание экспозиций, то работы не воспринимаются никак. Может впечатление еще и усугубилось тем, что предыдущий му зей был Центром Помпиду в Париже, но денег своих, хоть и небольших, не стоит.