В середине 1990-х несколько полубезработных разгильдяев объединились на почве любви к искусству и совместным посиделкам, придумали себе самоуничижительное название «Новые тупые» и стали публично делать всякие философские глупости. Носили, например, несколько дней подряд по улицам и набережным чайный столик, периодически останавливаясь и прямо посреди улицы устраивая чаепитие с задушевными разговорами. Воздвигали в центре Петербурга памятник (самый настоящий памятник на пьедестале) комару как неформальному символу города. Открывали в галерее выставку для тамошнего кота — сотни крошечных картин были размещены на высоте 15 см от пола. Осознав, что арт-мафия никогда не признает их успешными и модными художниками, устраивали самодеятельные выставки в галереях и музеях — не в залах, куда не пускают, а в коридорах и туалетах…
Сейчас смотришь назад и понимаешь, что «новые тупые» с их абсурдными перформансами, безбашенными и бесстрашными, были самым живым и емким явлением в питерском искусстве рубежа 1990–2000-х. Что они много интереснее художников, что в те дни считались корифеями. И что маленькая выставка в Новой Голландии — лишь пролог к будущей большой ретроспективе, которая обязательно должна состояться.