Выставки Москвы

Выставка Рудольф Нуреев. Жизнь в фотографиях. Париж — Нью-Йорк, Москва
Дом Нащокина, 14 июня – 8 сентября 2013

6.9

Место проведения

Дом Нащокина

6.5
В старинном особняке, где жил друг Пушкина Павел Нащокин, сейчас располагается галерея, специализирующаяся на живописи шестидесятников. Другое направление ее работы — крупные фотовыставки, посвященные, к примеру, Марлен Дитрих, Рудольфу Нурееву, актрисам немого кино и т.д.
адрес
ценаВход 150–250 р.
официальный сайт

Отзывы пользователей о выставке «Рудольф Нуреев. Жизнь в фотографиях. Париж — Нью-Йорк»

Фото Банка Сгущенки
отзывы:
2
оценок:
7
рейтинг:
2
1

.сказать, что это плохо - ничего не сказать .распечатанные в ужасном качестве снимки из интернета и портреты, якобы доставленные прямиком из закромов мелкого ремесленника .в общем кураторы посчитали, что будущие гости выставки полнейшие кретины .мало того, основной упор ставится на "Баядерку" .странно, ведь обычно у зрителя не так много времени, чтобы посмотреть экспозицию, а балет показан целиком .ну и кроме него смотреть то больше нечего .мол нашли лицензионную версию, сдерем с вас побольше денег, да и делу конец .видимо куратором этой выставки был человек, которому просто наплевать и на Нуриева, и на зрителя, и на себя видимо .к слову в галерее не предоставляются льготный проход студентам художественных вузов и оно ясно .и даже женщина на кассе предупреждала словами "ну дело ваше, можете не идти" .зря не послушались ее наказов .к тому же правила посещения самой галереи чудовищны .где-то часть кресла отвалилась, где-то часть стены, в уборных та же ситуация .ну и потрясающее объявление о штрафе в три тысячи рублей за фотографию какого-либо "Арт-объекта" .одним словом бежать оттуда нужно, господа, бежать! .как говорится: будете проходить мимо, проходите

Фото nbureeva
отзывы:
2
оценок:
3
рейтинг:
3
9

Выставка небольшая, но очень интересная. Роскошные фото Лорда Сноудона. Кстати эту выставку посещает много иностранцев и я была очень приятно удивлена узнав в одном из посетителей английского актера Райфа Файнса.

Фото olivia nim
отзывы:
4
оценок:
157
рейтинг:
5
9

Галерея Нащокина собрала небольшую выставку картин из собственной коллекции, среди которых особенно интересны Михаил Шемякин со своими "Галантной крысой" и "Деликатной крысой" 1994 года, Владимир Любаров, несколько неожиданно приятных картин Зверева. Не смогу я более употреблять слово "деликатный" с прежней непосредственностью и легкостью - всегда теперь будет лезть в голову Деликатная крыса, такая, знаете, уточненная бюрократическая крыса..

Но, все-таки, основная цель посещения - выставка "Рудольф Нуреев. Жизнь в фотографиях. Париж-Нью-Йорк". Фото самого Нуриева, одного из величайших танцоров балета XX столетия, а также фото интерьеров его французской квартиры в старинном доме на набережной Вольтера - потрясающее музейное собрание, надо сказать. Было ли у нас что-то подобное? Вероятно, что нет, потому как посетить его парижскую квартиру не представляется возможным - Рудольф Нуриев завещал Christie's после своей смерти выставить на аукцион все имущество из американских, марокканских и французских резиденций, все предметы искусства и интерьера, что те, кажется, и сделали. (Хотя с этой последней волей было не всё так просто). То есть, мы никогда бы это не смогли увидеть - это что-то, что осталось только в фотографиях. Ну и теперь в частных собраниях коллекционеров всего мира. А увидеть, и правда, стоит - обстановка с точки зрения искусства, ценная, достойна любого интерьерного музея.
Тем и замечательна эта выставка.

Несколько слов об этом самом наследии. На выставке, конечно же, об этом не говорится, но вот интересная история про последнюю волю Нуриева.
Фонд Вallet Promotion Foundation (BPF), который был основан еще в 1975 году самим Рудольфом для поддержки молодых русских танцоров и являлся единственным законным наследником (по завещанию Нуриева), в 1993 году после его смерти, заявил о своем решении продать наследство танцовщика с аукциона, согласно последней воле Нуриева. Вырученные от продажи коллекции средства должны были пойти на поддержку балетных школ, оплату стипендий молодых талантливых танцоров фонда (как известно, Нуриев принял решение предоставлять стипендии самым многообещающим юным дарованиям из стран бывшего СССР, чтобы они могли в течение года учиться на западе, при условии, что они вернутся на родину и будут способствовать развитию танца в своей стране). Так вот, родственницы Нуриева — сестра Гюзель и племянница Роза — пытались лишить BPF права на марокканское наследство покойного танцора. Позже, в 1994 году после решения фонда продать мебель и произведения искусства, принадлежавшие Нуриеву, которые находились в балетной школе Bayadere, дело было возбуждено вновь. Родственники хотели, чтобы всё наследство Нуриева было передано музею, посвященному его жизни и творчеству (!) Собственно, это и есть главная интрига - всё, что его интересовало в жизни - был танец. А не увековечивание самого себя. Он оставил своей многочисленной родне приличные деньги, но основные суммы передал фонду для развития балета. Он не желал никакого музея, чтобы всё лежало мертвым грузом, то что может работать на благо балета. Напротив, он завещал продать всё свое имущество, чтобы дело поддержки молодых талантов продолжалось. Вот и у нас выставка всего-лишь фотографий, и может быть, это и замечательно. Родственники же считают, что продажа имущества Нуриева является "неуважением к воле покойного"... Гюзель заявила: "Мой брат всегда хотел, чтобы все лучшее было отдано музею, посвященному его творчеству. Что же будет отдано музею, если почти все собираются продать?". Вокруг большого наследства всегда возникает юридическая свистопляска, вот и тут родственники пытались обобрать бедных балетных сироток. Делайте выводы, как говорится.

Еще показывают фильм про Нуриева, всю эту дикую на наш сегодняшний взгляд историю про то, как впервые выпущенный из СССР на гастроли вместе с труппой Кировского театра в июне 1961 года, к тому моменту, уже один из самых известных танцоров Советского Союза, он попросил политического убежища - после ошеломительного успеха в Гранд-Опера вернуться назад было невозможно, "он выбрал свободу", как писали газеты всего мира. Наиболее распространенная версия его «побега на Запад» была именно эта, что он искал "свободу", чтобы быть "свободным художником".
А на самом деле, он понял, что если вернется в СССР, его посадят "за нарушение запрета на общение с иностранцами" (это как минимум), о чем КГБ, кстати, сразу и сообщили руководству Кировского театра. Поскольку он знал, что агенты КГБ все время следят за ним и знают о его общении с иностранцами и о его передвижениях. (Очень сложно не общаться с танцорами, журналистами, хореографами, когда его выступления произвели такой фурор...)
Обстоятельства его сенсационного побега выглядели следующим образом (всё это подробно, в красках рассказывают в фильме). Нуриева неожиданно вызвали в Москву, якобы для того, чтобы танцевать в Кремле.
17 июня 1961 года в Парижском Аэропорту Ле Бурже, его подруга Клара Сент (интервью с ней в наши дни тоже показывают) пришедшая провожать Нуриева, подошла попрощаться, обняла и тихо сказала: "Ты должен подойти к тем двум полицейским и сказать - я хочу остаться во Франции. Они тебя ждут". Что-то заподозрив, сотрудники госбезопасности начали оттеснять Нуриева, но он вырвался и совершил один из своих знаменитых прыжков, приземлившись прямо в руки полицейских со словами: "Я хочу быть свободным". Эта фраза мгновенно облетела весь мир, а репортеры окрестили это "прыжком к свободе".
"Я принял решение потому, что у меня не было другого выбора. И какие отрицательные последствия этого шага ни были бы, я не жалею об этом", - писал в своей автобиографии Нуриев. Выбора у него действительно не было: КГБ уже давно подозревал его в гомосексуализме, а в Париже тому представились доказательства. Тогдашний председатель КГБ А.Шелепин, в частности, докладывал в ЦК КПСС: "3 июня сего года из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения советских граждан (!) за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Нуриев не изменил своего поведения...".
После того, как он вырвался из железных объятий Страны Советов, там его провозгласили изменником родины.
В январе 1962 года состоялся уже официальный суд над Рудольфом Нуриевым (естественно, заочный), на котором его приговорили как предателя родины, действительно, к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима.
Некоторые из близкого круга - его друзья и родные, уверены, что Нуриев остался на западе из-за возможных последствий того, что он был геем, что в Советском Союзе было преследуемо законом, а он одним из первых в СССР публично заявил о своей ориентации. Вот уж действительно, "..он выбрал свободу..".
Еще одна трагическая история - о том, что не смотря на то, что он много раз просил у советских властей дать ему разрешение на посещение матери, с которой он был очень близок, ему не разрешалось приезжать в СССР. В 1976 году был создан комитет, состоявший из известных деятелей культуры, который собрал более десяти тысяч подписей под просьбой дать матери Рудольфа Нуриева разрешение на выезд из СССР. Сорок два сенатора США обращались лично к руководителям СССР, за Нуриева ходатайствовала ООН, но все оказалось бесполезным. Лишь после прихода к власти Михаила Горбачева в 1987 году, по личной просьбе Раисы Максимовны, Нуриеву разрешили ненадолго приехать в Уфу для того, чтобы проститься с умирающей матерью, которая к тому времени уже мало кого узнавала.

Ну и конечно, кроме вот этого мифа о Нуриеве, кроме всех этих историй и баек, где правда уже смешалась с репортерскими домыслами и слухами, на выставке, наконец, очень много о самом творчестве Нуриева. Запечатленная в красивых фотографиях история сотрудничества и дружбы с Эриком Бруном (которого на выставке смешно подписывают как Врун). Кстати, что тут интересно. На фото, сделанном в 1963 г. Нуриеву было 25, на фото, сделанном в 1983 г. - 45. А кажется, что и там и там 20,
и одна прекраснее другой. И как иллюстрация всему этому - слова Франсуазы Саган: "Полуобнаженный мужчина в трико и балетных туфлях, одинокий и красивый, смотрящий в тусклое зеркало взглядом недоверчивым и восхищенным на отражение своего Искусства".
История настоящего успеха Рудольфа и Марго Фонтейн, когда после "Лебединого озера" в Венской опере в октябре 1964 года их вызывали на сцену восемьдесят девять раз и рабочим сцены пришлось платить дополнительную зарплату, поскольку из-за затянувшихся оваций они не могли разбирать декорации и вынуждены были задерживаться в театре. (Странно, то-ли люди были чересчур восторженные, то-ли и правда это был истинный гений XX века, но я, например, в своей жизни больше символических пяти-шести выходов не видела). Еще показывают последнюю постановку Нириева - балет "Баядерка" - в парижской Опере.

Я конечно же не видела "живьем" спектакли с Нуриевым, но те, кому посчастливилось это сделать, все как один утверждают, что он был танцовщиком действительно необыкновенного таланта. Славу Нуриеву составили изумительная техника танца, фантастическая харизма и какой-то невиданный магнетизм на сцене, драматическая история с «отречением» и необычный внешний вид - всё это сделало его всемирно известной звездой балета. И слава эта с годами, кажется, только растет. Ну и потом, его вклад в мировой балет сложно переоценить - Нуриев действительно открыл новое измерение в балете - прежде всего, способствовал делу возвращения к жизни балетов 19 века, сделал их живыми и выразительными.
Но вот что нам говорят словари: "советский и британский артист балета.." Сложно сказать так скупо про человека, поднявшего многие национальные балеты мира до невиданных высот, не только британский. Он сотрудничал со многими труппами мира - Соединенных Штатов Америки, Европы, Австралии, Канады - и те в ответ были в него влюблены. Это была новая эра в истории танца и парижского балета в том числе, где он стал художественным руководителем. В Париже его назначают с согласия Франсуа Миттерана директором балетной труппы. Удивительно, Нуриева, к тому времени уже являвшегося одним из престижнейших хореографов мира - в родной стране считали предателем.
Это был человек с огромной волей и фантастическими хореографическими амбициями: ни один балетный артист мира не станцевал столько балетов сколько Нуриев - сотни старых и современных, классические постановки и новые редакции старых балетов. За свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Нуриев давал не менее 200 спектаклей в год во всех уголках мира, его современники шутили, что он не танцевал только в Антарктиде. А например в 1975 году число выступлений достигло трёхсот. Нуриева называют великим реформатором европейского искусства, в значительной мере изменившим стиль танца.
Благодаря ему роль партнера-мужчины в балете стала значимой и сравнялась с ролью балерины. Отис Стюарт, один из биографов Нуриева, сказал о нем: "Мир, несомненно, знал и более сильных в техническом отношении танцовщиков, обладавших совершенными линиям. Но еще не появился ни один, хоть бы отдаленно напоминающий этого тонкого дикого Пана, который сумел развенчать в глазах публики привычного принца, вечно стоящего "на подхвате", и превратить его в звезду столь же яркую и сияющую, каким были до него лишь балерины". Его танец был не только выразительным, но и удивительно мощным. В нем ярко проявлялась индивидуальность танцовщика. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном танцевальном бандаже и трико. Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения. Он был одним из тех, кто продолжил традиции Вацлава Нижинского и добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ.
Это был человек, который посвятил балетному искусству всю свою жизнь. А на вопрос "Что вы чувствуете перед выходом на сцену?" отвечал: "Я готовлюсь к разговору с богами"...

Фото nelli latypova
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
1
7

Хороший док фильм. Фотографий мало, но все же интересно было посмотреть, особенно на интерьер дома нуреева. В целом, неплохая выставка для тех, кто впервые слышит о Р.Н.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить