Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.7

Выставка
Весна священная: зарождение легенды

История культового балета

Премьера «Весны священной» на музыку гениального композитора Стравинского в постановке великого танцовщика Нижинского и в декорациях значительного художника Рериха, которая произошла в Париже во время Дягилевских сезонов, обернулась полным провалом — со свистом и улюлюканьем. Обычная история для всяких значительных модернистских произведений: можно сказать, что, если парижская публика оперу или балет не освистала, премьера прошла зря — и войти в историю искусства ХХ века у нее шансов нет. Для «Весны священной» все кончилось хорошо, и теперь история подготовки, скандальной премьеры и дальнейшей судьбы этого символистского балета о языческом угаре рассказывается на выставке, которую Пушкинский собрал из вещей из собственных запасников и фондов других музеев — в том числе Бахрушинского и соседнего Музея Рериха.

  • Весна священная: зарождение легенды – афиша
  • Весна священная: зарождение легенды – афиша
  • Весна священная: зарождение легенды – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
16 мая 2013
История культового дягилевского балета



Выставка об истории великого балета — одна из тех несколько парфюмерных экспозиционных инициатив Пушкинского, который очень любит популярные сказки про всякие бессмертные и во всех отношениях замечательные явления искусства: предпочтение, конечно, отдается тем из них, в которых совмещается максимальное количество великих имен. В этом смысле «Весна священная» — идеальное попадание. Музыку к балету, впервые показанному в Париже в рамках легендарных дягилевских сезонов, написал гениальный композитор Стравинский, хореографию ставил великий танцовщик Нижинский, а декорации делал значительный художник Рерих. Премьера обернулась ужасающим провалом — со свистом и улюлюканьем. Но такие провалы — обычная история для всех великих произведений: кто хоть чуть-чуть знаком с историей модернистской музыки, особенно парижской ее части, знает, что если тамошняя публика оперу или балет не освистала, премьера прошла зря и войти в историю искусства ХХ века у нее шансов нет. «Весна священная», к счастью, провалилась с громким треском — и это стало первым шагом к «зарождению легенды» и необходимой пикантной подробностью, добавляющей интригу в экспозицию.

Стравинский для «Весны священной» переработал уйму народного музыкального материала — в то время в академических кругах проснулся глубокий интерес к архаическим культурам, — так что балет стал памятником музыкального фольклоризма начала прошлого века. Рерих с его не менее архаическими интересами и слоистыми доисторическими пейзажами был тут как нельзя более кстати, равно как и Нижинский с его интуитивно-языческим подходом к танцу. Все это декадентское заклинание древних энергий дало результат пряный и будоражащий — как раз такой, который был нужен Дягилеву, чтобы сперва эпатировать, а затем, естественно, и очаровать парижских буржуа.

Так что теперь чарующая легенда создания этого символистского балета о языческом угаре, о его подготовке, скандальной премьере и дальнейшей судьбе, рассказывается на выставке, собранной Музеем личных коллекций из вещей из собственных запасников и фондов других музеев — в том числе, Бахрушинского и соседнего с Пушкинским музея Рериха.

1
0

Отзывы

5
Елена Мовчан
8 отзывов, 10 оценок, рейтинг 12
8 июня 2013

Ох... Трудно как-то начать... Поставила оценку "Так себе", но это только из-за уважения к самому балету!
По-моему, это не выставка, а одно название...
Я люблю творчество Стравинского, интересуюсь личностью Нижинского и с уважением отношусь к Рериху, поэтому с огромным интересом и надеждой шла сегодня в Отдел личных коллекций, но очень разочаровалась... Крохотный зал с несколькими фотографиями, эскизами и фото-копиями партитуры! Вот и все!!! Хорошо, что поставили "плазму" с записью балета, музыка хоть как-то заполнила это печальное пространство.
Наверное, для человека ничего незнающего об этом балете и его авторах, будет интересным так сказать слегка прикоснуться к легенде, но тому, кто чего-то ожидает от выставки, думаю, будет грустно...
Создалось ощущение, что Пушкинскому очень хотелось как-то поддержать тему столетия балета, а прилагать особых усилий желания не было или возможности были сильно ограничены, что менее вероятно...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все