Выставки Москвы

Выставка Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом, Москва
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 16 октября 2013 – 16 февраля 2014

8.3

400 работ заметной футуристки из наших и западных музеев

Масштабный обзор творчества одной из самых радикальных фигур русской живописи — футуристки, лучистки и амазонки авангарда. Футуризм Гончаровой — в отличие от итальянского — почвенный и витальный, во многом опирается на русскую религиозную иконографию со всеми ее летающими в небе вместе с самолетами гневными ангелами. А еще она с самого начала никогда не стояла в тени мужчин-художников, заявляя о себе в газетах и на вернисажах с футуристическими манифестациями почище самых громогласных спикеров революционного направления. Четыре сотни работ Гончаровой приедут из Стеделек-музея, Русского музея, и, конечно, французских собраний амстердамского музея Помпиду, Музея современного искусства города Парижа и Музея моды Гальера — ведь большую часть жизни она провела в Париже, куда уехала со своим мужем футуристом Михаилом Ларионовым еще в 1915 году.

Место проведения

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Авангард и соцреализм
В залах на Крымском Валу планировали разместить Государственную картинную галерею СССР — собрание искусства советского периода, а Третьяковка должна была оставаться музеем искусства досоветского. Но в 1985 году Государственную картинную галерею присоединили к Третьяковской — и помещение на Крымском перешло к Третьяковке. Большую часть этой площади обычно использовали под запасники, а экспозиции были сменными. В последнее время на двух этажах развернута постоянная выставка — «Искусство XX века». Для школьников работает мастерская.
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 200–500 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Отзывы пользователей о выставке «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом»

Фото Елизавета
отзывы:
751
оценок:
1112
рейтинг:
572
9

Ходили с волгоградским приятелем Сашей. Саша вообще не был знаком с творчеством Наталии Гончаровой, я - была, по отдельным вещам в той же Третьяковке и каким-то кусочкам сборных выставок. Саше понравились испанки и весь "Испанский цикл" кроме угловатых зубастых собак. Мне как раз очень !!! понравились собаки, и угловатые - кубические? и в пейзажах и др. И лебеди из одной вещи. И котята перед кошкой в натюрморте. Не помню где бы то ни было котят случайно ? в натюрморте. С кошкой. )))) Огромная выставка!!! Ходили почти пару часов. Стояли в очереди вчера в воскресенье недолго, минут 40. За нами выстроился увесистый хвост. ))) Гончарова, что такое? Живость, страсть, грубость в нежности - осознание себя как мастерового и через это передача света, яркости, тепла. Много разного и везде Лучистость. В духовных "лубках" мне ближе всего цветные мотивы, узоры. В них идеал, не в святых лицах. Хорошо, верно. Наталия, спасибо!!!)

7
Фото Таня Гусарова
отзывы:
40
оценок:
38
рейтинг:
73
9

Назовите мне хотя бы одну знаменитую женщину-художницу. Такой вопрос я задавала множеству знакомых. Крепко призадумались. Вот и предоставляет нам умница Третьяковка великолепную возможность познакомиться с творчеством замечательной русской авангардистки Н. Гончаровой. После посещения выставки-монографии ее работ, уверена, это имя навсегда останется в вашей памяти.

Сомневающихся, идти или не идти, добью фактами. Картина Н.Гончаровой «Цветы» входит в Топ-10 самых дорогих картин российских художников (10,87 млн долларов), а картины «Московская улица» и «Колокольчики» - в Топ-10 рекордов продаж живописи на «русских» аукционных торгах. Заметьте, не Репин-Левитан-Врубель и прочие маститые, а девушка по имени Наташа убивает наповал своим творчеством экспертов и любителей живописи. К тому же именно она, а не «ихняя» Фрида Кало занимает первую строчку мирового рейтинга самых дорогих работ среди женщин-художниц.

Задача выставки – создать целостное представление о творчестве Н. Гончаровой – решена с блеском. Большое количество произведений живописи, графики, иллюстраций к литературным произведениям, эскизов декораций и сценических костюмов. Не поскупились организаторы и на комментарии, дающие представление не только о творчестве художницы, но и об эпохе, в которую она жила. Помимо прочего, из них я почерпнула новые для себя слова: прошуар, инкунабула …

Описанием всего, что представлено на выставке, утолять не буду. Если кратко, для меня она стала выставкой-наслаждением. Что впечатлило более всего? Во-первых, плодовитость автора. Сколько же можно сделать за одну жизнь, пусть даже и достаточно долгую, если заниматься любимым делом! Уму непостижимо. Ощущение, что Н. Гончарова не выпускала из рук кисть и карандаш ни днем ни ночью! Во-вторых, такого разнообразия стилей и методов не встречала ни у одного художника (хотя, признаюсь, я не глубокий знаток живописи). Тут вам и лубок, и кубизм, и реализм, и лучизм и пр., и пр. Короче, стилевой плюрализм (это миленькое выражение я тоже почерпнула в комментариях).

Даже в рамках отдельного цикла «Испанки» (уникальная возможность впервые посмотреть наиполнейшее собрание) – дамы изображены в стиле декоративного кубизма, ар деко, неоклассики и т.д. Мой восторг – от испанок в белом. Глаз не оторвать! А вот самую дорогую «Испанку» здесь не увидите. Рекордсменка по стоимости – около 10 млн долларов – она, вероятно, спрятана за семью замками. Купил ее аноним, которого на аукционе представляла директор Christie`s по работе с русскими клиентами. Это позволяет считать, что покупатель был россиянином.

Обожаемые мною натюрморты представлены тоже широко. Ах, какая прелесть натюрморт с зонтикам и шляпкой! Ну разве увидишь такое у мужчин-живописцев! У них все больше дичь, рыба, стакан… Из цветов особенно любимы автором чертополох и магнолия. А сколько подсолнухов самых разных! Вот вы можете себе представить подсолнух в стиле «кубизм»? Или цветущий подсолнух, почти лишённый жёлтого цвета?

Но более всего меня потрясла (с точки зрения культурно-исторической) картина «Русская женщина», написанная в конце 10-х годов прошлого века. Если вы представили розовощекую, курпулентную красавицу в валенках, павловопосадской шали и с коромыслом в руке – вы глубоко ошиблись. Русская женщина кисти Гончаровой – это стройная особа, в элегантной шляпке, сапожках на платформе, с сигареткой в руке и затейливой дамской сумочкой! А из-под шляпки – перманент!

А как хороши, судя по эскизам, декорации к спектаклям и балетным постановкам, сценические костюмы! Понятно, почему театралы России и Европы была в восхищении от постановок с участием Гончаровой как театрального художника. Предоставим слово знаменитой русской актрисе А. Коонен, говорившей: «Её декорации были очаровательны по живописи, остроумны по построению, давали прекрасные возможности и режиссеру, и актерам». А что мы видим в театре сейчас? Поставят на пустой сцене горшок – и ломай, зритель, голову, что за метафора такая! Или бегает Король Лир в исподнем на сцене – что за «консепсия» такая!

Еще приятно поразило творческое долголетие художницы. В возрасте около 80 лет под впечатлением запуска в СССР в 1957 году искусственного спутника Земли она создала «космическую серию» работ и много писала в стиле «лучизм», созданном ею еще в начале 20 века. И работы эти проникнуты радостью бытия.

Завершая осмотр, движешься мимо работ на религиозную тему. И сталкиваешься с очень оригинальным прочтением библейских сюжетов и трактовкой канонических образов. Вот перед нами «Троица». Святой Дух на ней прикрылся крылышками. То ли чтобы его никто не видел (он же Дух!), то ли чтобы ему не видеть мирских безобразий.

Обожаю читать «Книгу отзывов», впечатления обычно разные, зачастую полярные. На этот раз – полное отсутствие плюрализма мнений.
- Выставка прекрасная, - таков общий глас.


5
Фото Vladislavs
отзывы:
74
оценок:
711
рейтинг:
224
9

В отличие от многих, очень многих русских (да и не только) художников конца 19-начала 20 века, которые под воздействием новейших течений в живописи занимались всего лишь адаптацией уже придуманного, переосмысленного, переработанного художественного языка, худо бедно хорошо или плохо копируя Ван Гога, Гогена, Матисса, не выходя при этом за установленные талантом рамки, оставаясь никому неизвестными ремесленниками, или напротив известными но все равно ремесленниками, Наталье Гончаровой удалось не просто вобрать в своем творчестве все самое лучшее, что было ей известно, адаптировать и переиначить, продвинуть глубже, но перенести на холст самое себя.

Уникальная, простая и сложная одновременно (хотя именно Гончарову любят подделывать, потому что просто), яркая, свежая, до сих пор актуальная и наполненная безумной энергетикой живопись не оставит равнодушной никого. Это настоящее must see.

Последней такого масштаба выставкой в Третьяковке была выставка Константина Коровина, но там не все сложилось, получилось и выстроилось как надо. Отрадно, что с годами музей перестал наступать на одни и те же грабли, и вот сейчас с грандиозной Гончаровой можно сказать, что выставка наконец почти совершенна.
Тяжелая (а иначе и быть не может) подготовительная работа завершилась логичной и внятной развеской, диагональное деление пространства не создает никакой путаницы, нет необходимости блуждать в поисках непонятного, свет выставлен идеально, аудиогид и прекрасный по качеству исполнения каталог присутствуют. Ничто не мешает наслаждаться тут главным - творчеством замечательной Натальи Гончаровой, которое для многих будет настоящим открытием.
Ни малейшего упрека, чистое совершеннство и апплодисменты всем причастным.

P.S. не забудьте после подняться на третий этаж, в первом же зале Искусства 20 века открывают экспозицию работы ее мужа, Михаила Ларионова, продлите удовольствие на лишние 15-20 минут.

4
Фото Антонина Снежинская
отзывы:
19
оценок:
29
рейтинг:
45
9

Холодный январский вечер можно с легкостью раскрасить сочными, яркими красками, посетив данную экспозицию.Экспозиция крайне органично вписалась в выставочное пространство. В самом центре зал пересекают несколько стен, которые рубят его на составные части – периоды творчества Гончаровой. Например, в секции «Натюрморт» со всех полотен так и слышится дух постимпрессионизма, а отдельные работы («Подсолнухи», «Натюрморт с рыбой и с щеткой») и вовсе являются интерпретации стилей Ван Гога, Матисса и Гогена. Также впечатляет и «Испанский цикл». Изображенные испанки не похожи на реальных людей, их лица загадочны и полны драматизма, пропорции вытянуты, а взгляд проникновенен. Гигантский полиптих "Испанки" одновременно чувственный и возвышенный, притягательный и пугающий ... Здесь крошечные книжные иллюстрации, детально проработанные, сопровождаются гигантскими полотнами, выполненными широкими мазками. Здесь сказочные павлины представлены рядом с аскетичными картинами на религиозные сюжеты, а лаконичные эскизы платьев для модного дома чередуются с гротескными театральными костюмами. Это и порождает неповторимую атмосферу экспозиции, которую невозможно передать словами.

3
Фото Виктор Славутинский
отзывы:
123
оценок:
123
рейтинг:
281
9

Наталья Сергеевна, безусловно, один из самых значительных и разнообразных российских художников двадцатого века, отметившийся во всех современных стилях, и во всех удачно.

Кого то привлекают её кубоидные Купальщицы, кого то испанский цикл, кого то эскизы платьев и сценических костюмов, кого то произведения на христианские сюжеты. Либо что то ещё, принципиально иное, всё перечислить трудно.

А я считаю лучшим из того что она сделала космические полотна 1958 года, это дальний левый угол. Особенно центральная, с орбитами и астероидами, чёрное, голубое, золотое. Просто прекрасно. Скорее всего специально схожу ещё раз чтобы сделать фото, поскольку в интернете оно почему то отсутствует.

3

Галерея