Москва
8.1

Выставка
Пит Мондриан. Путь к абстракции

Живопись за решеткой

Радио изобрели Попов и Маркони, а абстракционизм — Малевич и Мондриан. Поэтому логично, что по случаю Года Голландии в России около сорока отборных Мондрианов едут из самого полного собрания художника в гаагском Муниципальном музее именно в Третьяковку (где, как правило, иностранных выставок не бывает): все-таки именно тут хранится «Черный квадрат», Святой Грааль мирового модернизма. Вообще-то Мондриана в Россию привозили, но в таком количестве — никогда: по этой выставке можно будет наглядно увидеть, как из простого, казалось бы, пейзажиста он превратился в могущественного преобразователя живописи, упростившего все ее бесконечное многообразие до предельно элементарной системы: геометрическая решетка и три основных цвета — желтый, красный, синий.

  • Пит Мондриан. Путь к абстракции – афиша
  • Пит Мондриан. Путь к абстракции – афиша
  • Пит Мондриан. Путь к абстракции – аф�иша
  • Пит Мондриан. Путь к абстракции – афиша
  • Пит Мондриан. Путь к абстракции – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

7
Kirill Kobelev
10 отзывов, 41 оценка, рейтинг 18
11 октября 2013

«Путь к абстракции» напоминает историю болезни: хороший мальчик рисует пейзажи и любит маму, затем его личность начинает разваливаться на куски, пока окружающая действительность, ополчившись на художника, не замыкает его сознание за решетку шизофрении — оставляя небольшие просветы в живущий, наполненный хаотичными цветами мир.

8
0
9
Виктор Славутинский
123 отзыва, 123 оценки, рейтинг 240
7 ноября 2013

В отличие от Натальи Сергеевны Гончаровой, чьё весьма разнообразное творчество можно посмотреть этажом выше, Пит Мондриан всю жизнь двигался в одном и том же направлении, самостоятельно его задав. Называл он это дело неопластицизмом, по демонстрируемому же одноимённой выставкой факту чем дальше тем больше задавался вопросом "какого минимального количества перпендикулярных чёрных прямых и цветных прямоугольников достаточно для произведения художественного впечатления?".

Если ответ Малевича на вопрос минимализма это "один чёрный квадрат в одном белом квадрате" то ответ Мондриана это "четыре жёлтых полосы по краям одного белого равностороннего ромба". Соответственно у Малевича выходит окно в пустоту, пустая икона чёрного системного цвета, а у Мондриана христианский крест, окрашенный золотом, цветом Солнца и силы. Ну, Ваш выбор, товарищ Мондриан. Мне научное исследование под маркой искусства как то мало близко, и в том и в другом случае.

Что же до популярности, по всей видимости она обусловлена тем что типичный голландский дом представляет собой точно такое же сочетание по большей части белых прямоугольных стен и чёрных перпендикулярных балок. Дело, как мне кажется, вместо выбора того или иного цвета, скрытое попадание во вполне определённый культурный образ, архетип; однако если считать что одного этого достаточно то нужно называть произведениями искусства флаги России и Голландии.

С другой стороны, следует отметить что прямоугольники всё таки запоминаются, равно как и маяк пятнами, и полотно на христианскую тему в духе старых мастеров. Видимо присутствует в них что то ещё, настоящее, которое нет возможности так просто по полочкам разложить. А даже если бы и нет, всё равно лучше чем творчество музыкальных авангардистов которое в принципе нет возможности запомнить.

2
0
7
pepperstain
57 отзывов, 60 оценок, рейтинг 69
2 ноября 2013

Выставку Мондриана неслучайно проводят именно здесь, всего в двух этажах от «Черного квадрата» и работ Кандинского. Наравне со своими собратьями по цеху Мондриан прижизненно завоевал себе одно из почетных мест «впереди авангарда», обогнав свое время настолько, что до сих пор догнать смысл его картин не каждому под силу.

Мне невдомек другое: зачем было привозить звезду авангардизма, половину выставки посвящая проходным (в буквальном смысле) вещам из раннего творчества? Все эти пасторали и милые пейзажи из времен, когда свои картины художник подписывал по-голландски – «Мондриаан», я могу объяснить лишь одним: желанием покрепче прикрутить событие к году культуры Нидерландов в России.

Благое чиновничье желание обернулось потерей лица экспозиции: «Путь к абстракции» вышел чересчур абстрактным, без четких параллелей и законченных линий. В худших традициях юбилейных выставок, где с бору – по сосенке, здесь царит полнейшая казуальность в развеске, при полном отсутствии хоть каких-нибудь справок о разных периодах, которых здесь немало.

Под конец – о радость! – зрителю откроется «тот самый» Пит Мондриан, засевший с кистью писать разноцветные поля для крестиков-ноликов. Вдоль полей идут люди, через одного шутя про то, что подобное можно сделать в Экселе, максимум минут за пять. Но в том-то весь и прикол, что дело обстоит с точностью до наоборот. Это Мандарин смог нас, бесконечных жителей Матрицы и квадратно-гнездовых подмосковных «спальников», написать еще тогда.

Мы – ячейки общества, клеточки в ведомостях, крестики в бюллетенях – и есть настоящие герои его картин. Ему не интересны наши формы и цвета: только отношения масс, только расстановка сил, поиск равновесия… Актуально, правда?

2
0
7
exquisite
5 отзывов, 19 оценок, рейтинг 9
18 сентября 2013

Не очень большая выставка, мало работ в рамках абстракционизма. В целом путь прослеживается, но восторга выставка не вызывает.

2
0
5
A M
94 отзыва, 220 оценок, рейтинг 222
26 ноября 2013

Выставка хороша своей концептуальной стороной (техническая провальна из-за плохой постановки света на некоторых полотнах), ибо коротко и ясно демонстрирует историю деградации некоего Пита Мондриана, недоучки и трудоголика, путь от ранних работ студенческого уровня, через ползание под тушей Пикассо, а далее - до эквилибристики с тетрадочкой в клеточку. Надеюсь, ему прилично за всё это платили.
Спасибо, отрицательный опыт - это тоже опыт

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все