Выставки Москвы

Выставка Пит Мондриан. Путь к абстракции, Москва

7.7

Живопись за решеткой

Радио изобрели Попов и Маркони, а абстракционизм — Малевич и Мондриан. Поэтому логично, что по случаю Года Голландии в России около сорока отборных Мондрианов едут из самого полного собрания художника в гаагском Муниципальном музее именно в Третьяковку (где, как правило, иностранных выставок не бывает): все-таки именно тут хранится «Черный квадрат», Святой Грааль мирового модернизма. Вообще-то Мондриана в Россию привозили, но в таком количестве — никогда: по этой выставке можно будет наглядно увидеть, как из простого, казалось бы, пейзажиста он превратился в могущественного преобразователя живописи, упростившего все ее бесконечное многообразие до предельно элементарной системы: геометрическая решетка и три основных цвета — желтый, красный, синий.

Место проведения

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Авангард и соцреализм
В залах на Крымском Валу планировали разместить Государственную картинную галерею СССР — собрание искусства советского периода, а Третьяковка должна была оставаться музеем искусства досоветского. Но в 1985 году Государственную картинную галерею присоединили к Третьяковской — и помещение на Крымском перешло к Третьяковке. Большую часть этой площади обычно использовали под запасники, а экспозиции были сменными. В последнее время на двух этажах развернута постоянная выставка — «Искусство XX века». Для школьников работает мастерская.
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 200–500 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Отзывы пользователей о выставке «Пит Мондриан. Путь к абстракции»

Фото Kirill Kobelev
отзывы:
10
оценок:
41
рейтинг:
16
7

«Путь к абстракции» напоминает историю болезни: хороший мальчик рисует пейзажи и любит маму, затем его личность начинает разваливаться на куски, пока окружающая действительность, ополчившись на художника, не замыкает его сознание за решетку шизофрении — оставляя небольшие просветы в живущий, наполненный хаотичными цветами мир.

8
Фото Виктор Славутинский
отзывы:
123
оценок:
123
рейтинг:
281
9

В отличие от Натальи Сергеевны Гончаровой, чьё весьма разнообразное творчество можно посмотреть этажом выше, Пит Мондриан всю жизнь двигался в одном и том же направлении, самостоятельно его задав. Называл он это дело неопластицизмом, по демонстрируемому же одноимённой выставкой факту чем дальше тем больше задавался вопросом "какого минимального количества перпендикулярных чёрных прямых и цветных прямоугольников достаточно для произведения художественного впечатления?".

Если ответ Малевича на вопрос минимализма это "один чёрный квадрат в одном белом квадрате" то ответ Мондриана это "четыре жёлтых полосы по краям одного белого равностороннего ромба". Соответственно у Малевича выходит окно в пустоту, пустая икона чёрного системного цвета, а у Мондриана христианский крест, окрашенный золотом, цветом Солнца и силы. Ну, Ваш выбор, товарищ Мондриан. Мне научное исследование под маркой искусства как то мало близко, и в том и в другом случае.

Что же до популярности, по всей видимости она обусловлена тем что типичный голландский дом представляет собой точно такое же сочетание по большей части белых прямоугольных стен и чёрных перпендикулярных балок. Дело, как мне кажется, вместо выбора того или иного цвета, скрытое попадание во вполне определённый культурный образ, архетип; однако если считать что одного этого достаточно то нужно называть произведениями искусства флаги России и Голландии.

С другой стороны, следует отметить что прямоугольники всё таки запоминаются, равно как и маяк пятнами, и полотно на христианскую тему в духе старых мастеров. Видимо присутствует в них что то ещё, настоящее, которое нет возможности так просто по полочкам разложить. А даже если бы и нет, всё равно лучше чем творчество музыкальных авангардистов которое в принципе нет возможности запомнить.

2
Фото pepperstain
отзывы:
57
оценок:
60
рейтинг:
64
7

Выставку Мондриана неслучайно проводят именно здесь, всего в двух этажах от «Черного квадрата» и работ Кандинского. Наравне со своими собратьями по цеху Мондриан прижизненно завоевал себе одно из почетных мест «впереди авангарда», обогнав свое время настолько, что до сих пор догнать смысл его картин не каждому под силу.

Мне невдомек другое: зачем было привозить звезду авангардизма, половину выставки посвящая проходным (в буквальном смысле) вещам из раннего творчества? Все эти пасторали и милые пейзажи из времен, когда свои картины художник подписывал по-голландски – «Мондриаан», я могу объяснить лишь одним: желанием покрепче прикрутить событие к году культуры Нидерландов в России.

Благое чиновничье желание обернулось потерей лица экспозиции: «Путь к абстракции» вышел чересчур абстрактным, без четких параллелей и законченных линий. В худших традициях юбилейных выставок, где с бору – по сосенке, здесь царит полнейшая казуальность в развеске, при полном отсутствии хоть каких-нибудь справок о разных периодах, которых здесь немало.

Под конец – о радость! – зрителю откроется «тот самый» Пит Мондриан, засевший с кистью писать разноцветные поля для крестиков-ноликов. Вдоль полей идут люди, через одного шутя про то, что подобное можно сделать в Экселе, максимум минут за пять. Но в том-то весь и прикол, что дело обстоит с точностью до наоборот. Это Мандарин смог нас, бесконечных жителей Матрицы и квадратно-гнездовых подмосковных «спальников», написать еще тогда.

Мы – ячейки общества, клеточки в ведомостях, крестики в бюллетенях – и есть настоящие герои его картин. Ему не интересны наши формы и цвета: только отношения масс, только расстановка сил, поиск равновесия… Актуально, правда?

2
Фото exquisite
отзывы:
7
оценок:
20
рейтинг:
10
7

Не очень большая выставка, мало работ в рамках абстракционизма. В целом путь прослеживается, но восторга выставка не вызывает.

2
Фото Azamat Shamuzafarov
отзывы:
14
оценок:
15
рейтинг:
20
9

Хорошая, хотя и не большая выставка. В основном представлены ранние работы а-ля импрессионизм. Так что можно смело идти, не опасаясь, что предстоит смотреть только на цветные квадраты.

1

Галерея