Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка
Густав Клуцис. Право на эксперимент

Арестованный пропагандист
  • Густав Клуцис. Право на эксперимент – афиша
  • Густав Клуцис. Право на эксперимент – афиша
  • Густав Клуцис. Право на эксперимент – афиша
  • Густав Клуцис. Право на эксперимент – афиша
  • Густав Клуцис. Право на эксперимент – афиша
Фотография, Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
3 июня 2013
Арестованный пропагандист

В конструктивистском плакате есть Родченко и Лисицкий, а есть — Клуцис, пусть не такая грандиозная фигура, но не менее замечательная. Родченко и Лисицкого никак не получится назвать художниками одной функции, слишком многое они могли и делали, превращая свою жизнь целиком в огромную лабораторию — от экспериментальных объектов до театральных декораций, костюмов, книжных иллюстраций, тысячи тысяч вещей. Клуцис же — в первую очередь и по преимуществу — пропагандист, профессиональный оформитель революции, еще одно доказательство того, что настоящий авангардный дизайн родился за пределами коммерческих отношений.

Главным делом и жанром, которому Клуцис подчинил свои способности целиком, была политическая агитация, и этот факт имеет определенную биографическую обусловленность. Если он и делал проекты трехмерных объектов — то только агитационные трибуны. В «Октябрь» (кстати, он был членом одноименной группы плакатистов) Клуцис вошел прежде всего не художником, а латышским стрелком, с винтовкой в руках — он был солдатом, принадлежащим к одной из самых жестоких и профессиональных воинских частей царской армии, первой поддержавшей большевиков после революции 1917 года. Один из первых его монтажей так и назывался «Атака. Латышские стрелки», и первая его выставка состоялась в Кремле, в числе художников-стрелков. И в дальнейшем всего себя он отдал служению тегам революции (мировой октябрь, коммунизм, трудовой подвиг, пятилетка), которые размещал в сложно понятом конструктивном пространстве плаката: у Родченко оно мощное, геометрически рубленое, замкнутое, тяготеющее к симметрии, у Клуциса — свободно скомпонованное, открытое, дробное. У первого образы бойкие, радостные, четкие, у второго — порой даже зловещие, вспомнить хотя бы сотню маленьких и одну большую, страшно довлеющую над маленькими ладонь в самом знаменитом его плакате «Все на выборы». Особое место у Клуциса занимает «ленинская тема», но важно, что при всей тоталитарности некоторых своих образов он мог быть куда нежнее и даже изысканней своих собратьев по монтажу: скажем, его открытки для Спартакиады-28 — пример легкого, даже маньеристического коллажирования.

3
0

Отзывы

9
mrs Olgert
62 отзыва, 117 оценок, рейтинг 147
26 августа 2013

Геометризация абстракций и абстрагирование от геометрии. Незнакомая и масштабная фигура, ни чуть не лишенная внимания зрителя и их восторга. Окунувшаяся в мир прямоугольных, призматических фантазий, освобождая энергию мыслей, таящихся в нас со времен уроков геометрии 9-го класса, выставка работ Клуциса не может не будоражить пытливые умы. Всем, кто когда-либо интересовался формой и ее созданием, совершенствованием конструкций и моделированием нового - рекомендую посмотреть на воплощение идей, отвергнутых социалистической обыденностью, взлететь вместе с создателем по спирали времени к высотам, обозначающим яркое небо перестройки и новой жизни. Клуцис относится к тем личностям, чей вклад в искусство и жизнь страну нельзя назвать крупномасштабным (имея ввиду количество работ), но его идеи, настолько отточенные и приведенные в материальные объекты, нельзя отвергать и приуменьшать. Это та личность, что помогала творить новую эпоху, развивать новое и создавать новое вопреки стереотипам и устоям, воли власти и желаниям толпы. Клуцис-несомненно ярчайшее пятно в истории черно-белой жизни советчины.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все