Около сотни фотографий позднесоветской архитектуры — из Москвы и Ленинграда, Днепропетровска и Еревана, Ялты и Тбилиси, Уфы и Душанбе… Снято непрофессионалами, подано непрофессионалами — но поскольку за всем этим чувствуется живое восхищение своим предметом, эта эмоция искупает многое из того непрофессионализма, с которым представители «ленинградского отделения всероссийского общественного движения «Суть времени» (именно «ленинградского», так сказано на сайте geliopolis.su) взялись и сделали эту выставку. Искусствоведы и историки архитектуры в большинстве своем еще только готовятся эстетизировать поздний советский модернизм, часто также именуемый «брежневским», и подбирают нужные слова; готовятся отчасти в угоду вечной моде восхищаться всякой уходящей эпохой, хотя бы препротивнейшей и ненавистной, отчасти — ради спасения этого самого «брежневского модернизма». Который вот-вот придет пора ремонтировать, вместо чего постройки 1960-80-х начнут, скорее всего, просто сносить… И тут — такая поддержка, откуда не ждали, от идейных ретроградов. Они, вишь, тоже бывают полезны.
Спасибо большое за выставку. Тема очень интересная и еще пока мало раскрытая.
Я скептически отношусь к корбюзианскому конструктивизму 20-х и в его бумажных "гениальных" проектах, и в его реальных воплощениях. Унылые коробочные жилые кварталы 60-80-ых годов его прямые наследники. Железобетон убил архитектуру. Она закончилась на Гауди. Как живопись на белом (не на черном) квадрате Малевича.
Последний стиль был в сталинской архитектуре. Пусть эклектичный, немного имперский, немного деревенский, аляповатый, но стиль. С тех пор нет и такого.
XX век с его научно-техническим прогрессом сильно изменил жизнь человека. Выставка представляет позднесоветские попытки нащупать новый стиль, современный веку. Жаль, что до нового, Большого стиля, так и не дошло.
Ни один из представленных на выставке проектов не является шедевром. Но на фоне современной архитектурной импотенции (например, оба проекта 2-й сцены Мариинки, и первоначальный, и реализованный) отдельные образцы позднесоветской архитектуры вызывают как минимум уважение.