Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.3

Выставка
Михаил Нестеров. В поисках своей России

К 150-летию самого правого русского художника
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России – афиша
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России – афиша
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России – афиша
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России – афиша
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
19 апреля 2013
К 150-летию самого правого русского художника

Праотец православного фэнтези, сконструировавший канонический образ анемичной и благостной русской природы, Михаил Нестеров прожил творческую жизнь от Серебряного века до начала Второй мировой, при этом был и членом черносотенного Союза русского народа, и лауреатом Сталинской премии. Приуроченная к его юбилею выставка — самая значительная монография в ГТГ в этом году и, надо думать, самая массово посещаемая: даже страшно немного за Третьяковку — как повернет она эту крайне противоречивую фигуру.

Все странности Нестерова сейчас не спишешь на прерафаэлитославянофильскую сентиментальность: и судя по названию этой полной, собранной по музеям и частным коллекциям выставки — «В поисках своей России», — некоторый повод для волнений все же присутствует: что это за поиски своей России, какая она, Россия Нестерова, который принадлежит к художникам, которые все больше вытесняют, нежели изображают. Хотя, казалось бы, изображать дотошней, чем Нестеров, едва ли возможно: пейзаж его подробен, как гербарий. В его картинах преимущественно одна и та же погода — прохладное лето средней полосы России, и всегда одно и то же время суток — тусклое предсумеречное состояние, когда все бледное становится еще бледнее, черное — еще чернее, и неяркие краски русской природы начинают проявлять ее зловещие качества. Уравновешенность и равномерность аккуратного благолепия — луг, овраг, за оврагом холм, на холме церквушка, и все такими плоскостными кулисными планами, без глубины — держится на самом деле при большом напряжении сил. Не зря конек Нестерова — синтез этого самого характерного пейзажа и портрета: разные святые, русские философы-любомудры и другие персонажи — кто в клобуках, кто в черных сюртуках, но все как один волевые. Они так сдержанны, что делается тревожно от их непреклонности и тайного мистического знания о некоей, по-видимому, национальной загадке, которое не выражается экспрессивно, а как-то неприятно чернеет изнутри.

16
0

Отзывы

9
Ксения Горбатюк
10 отзывов, 39 оценок, рейтинг 21
3 мая 2013

Мой интерес привлекла выставка известнейшего русского художника – Михаила Нестерова, проходящая в залах Третьяковской галереи на Крымском валу. Выставка юбилейная, специально подготовленная к 150-летию со дня рождения гениального живописца.
Переходя из одного зала в другой, разглядывая большое собрание живописи и графики художника, я могла легко и непринужденно проследить его творческий путь от раннего периода до позднего периодов. Кажется, что это самая крупная выставка художника. Действительно, тематический диапазон выставки богат и разнообразен. На ней представлены как самые ранние работы мастера, так и макеты мозаик для Спаса-на крови, эскизы Нестерова к росписям храма Абустамане в Грузии, большое количество женских портретов начала XX века, а также советский период творчества мастера.
В своих произведениях Нестеров умело мог создавать ощущение покоя и невероятного простора. Мастер придерживается нежных тонов в своей живописи, его палитра богата феерией красок, но при этом она не вычурна, а легка и воздушна. Как умело Нестерову удается сочетать и смешивать цвета, как живо он видит природу. Колорит художника невозможно сравнивать с работами других живописцев, он особенный и неповторимый. Смотря на его полотна, внутри меня все замирало. Кажется, что и ты как будто проживаешь тот или иной сюжет вместе с героем картины и нельзя здесь остаться равнодушным. Ведь его герои прекрасны своей томной печалью, они вот-вот сойдут с полотна мастера и расскажут нам о своих чувствах, о том, что их тревожит и о том, как они рады существованию на земле. М. Нестеров невероятно точно мог передать психологическое состояние своих героев. Его работы полны свежести и чистоты.
Экспозиция предоставляет нашему вниманию и еще одну сторону художника, малоизвестную публике. Нестеров предстает перед зрителями и художником – монументалистом, с его работами над росписями храмов в России, на Украине и в Грузии. И будучи художником – монументалистом мастер не изменяет себе. Его работы также гармоничны и величественны.
Из всего выше сказанного, я могу сказать, М. Нестеров – русский реалист, чье творчество будет навсегда в памяти людей. Он прекрасен и неповторим.

6
0
7
Дмитрий
27 отзывов, 59 оценок, рейтинг 88
10 мая 2013

Долго ходил от картины к картине, чтобы разгадать одну загадку. Потом читал биографию, но тоже не помогло.
Где-то примерно после 1900-го года у него падает уровень мастерства. Вот растет-растет, лучшие произведения как раз в в это время. Само собой "Видение отроку Варфоломею", но не менее достойные "Пустынник", "Великий постриг", "На горах", "Дмитрий царевич убиенный". Казалось он нашел свой индивидуальный стиль, ему чуть больше 30-ти, вся творческая жизнь впереди, надо дальше все это развивать. Он стал бы великим русским художником, который через светскую живопись выражает глубинную духовность русской культуры. Причем, возможно, она была бы доступна для понимания не только для русских. Но что-то, видимо, в его жизни происходит...
Из замеченного. Примерно в это время он стал много расписывать храмы, а там техника другая, но что-то интуитивно подсказывает, что причина не в этом . В 1905-м вступил в "Союз русского народа", но это, скорее всего, уже следствие. Я так эту загадку не разгадал.
Так резко вниз! Остаются отличные замыслы ("Всадники", "Лисичка"), удаются лица и характеры ("Философы", серия портретов в 30-е, женские образы). Порой кажется, что лица пишет прежний Нестеров, а на остальную часть полотна его подменяют. Не то чтобы это халтура, но иногда это небрежность (напр., "Молчание") или плакатность ("Душа народа"). Его уровень как художника уже никогда не поднимается.
"Святая Русь", и особенно показательная "Душа народа" – это уже просто плохо написанные картины, особенно вторая. Явно не прежний уровень просто по художественному мастерству. На этих работах косяки в самом замысле, но это сложнее объяснить, а вот разницу в профессиональном уровне по сравнению с работами 1890-х годов видно лучше.
Ну а потом этот подход позднего Нестерова "творчески развил" Илья Глазунов, и мы сейчас через него показываем себя миру как народа-богоносца. Мир как-то не проникается.

3
0
9
Таня Гусарова
39 отзывов, 41 оценка, рейтинг 76
7 августа 2013

Выставки-монографии в Третьяковке я всегда жду с особым интересом. Памятны Левитановская (2011) и Коровинская (2012). И вот – М.В. Нестеров.

В книге «История русского искусства» советских времён об этом художнике – менее страницы. А всё почему? Да потому что Русь Святую воспевал. А после того, как она ушла безвозвратно, писал только портреты, и отнюдь не Ленина-Сталина.

О самой известной, программной картине этого мастера «Видение отроку Варфоломею» и вовсе три строки, цитирую: «…бледный отрок с судорожно сжатыми в молитвенном экстазе тонкими руками». Что за отрок? Перед кем он молитвенно сложил руки? А отрок этот – величайший подвижник земли Русской Сергий Радонежский, до пострига – Варфоломей. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

Картина – любимое произведение М.В. Нестерова. Расположена она в центре экспозиции. Именно с неё рекомендую начать знакомство с выставкой. Почему? Отвечает сам художник:
- Кому ничего не скажет эта картина, тому не нужен и весь Нестеров.

Думаю, вряд ли найдётся человек, для которого картина окажется безмолвной. Поэтому проследуем дальше.
Продуманна, логически грамотная экспозиция позволит вам пройти с художников весь его долгий жизненный и творческий путь, с трагедиями и радостями.

По словам Михаила Васильевича, самый счастливый день его жизни – день рождения дочери Ольги любимой женой Марией. Через сутки Мария умерла. Изображение сцена у постели умирающей потрясает.

Умиляют жанровые сценки, невозможно не улыбнуться над «Жертвой приятелей». Жаль, что автор отошёл от этого жанра, посвятив своё творчество изображению Руси с простыми людьми и духовными подвижниками, с её «застенчивой русской природой». Нестеровский пейзаж легко узнаваем: тонкоствольный берёзки и сосенки, ювелирно выписанные рябиновые кисти, листья деревьев, полевые цветы, былинки… Кстати, малахитовая полоска на заднем плане "Видения..." - это грядки капусты!

После революции ушла навсегда его святая Русь, новый порядок его не вдохновлял, а рука требовала кисти. Взялся за портреты. Но писал не партийно-государственных деятелей, а учёных, артистов, художников. Вспомним бесподобную «Амазонку», знаменитый портрет академика Павлова, портрет выдающегося философа, учёного С.Н. Дурылина, лучшего биографа художника, дружбу с которым он пронёс через всю жизнь (до сих пор зеленеет кипарис в музее С.Н. Дурылина в Болшеве) … Но и Русь писал, правда, для конспирации, ставил год создания дореволюционный.
К слову, с возрастом мастерство художника не утратило своей силы, наоборот. Искусствоведы считают, что его лучшие портретные работы созданы в преклонном возрасте. О старости же сам художник писал в одном из писем:
- Старость есть огонь на сквозном ветру.

Эта фраза из замечательного фильма «Пустынник», который демонстрируется в залах. И аудиогида советую взять – редкого качества текст, сопровождаемый хорошей музыкой.
Устроители продумали всё. Второй ярус зала не задействован. Нельзя находиться выше икон, а их немало в зале, этих тончайших образцов иконописи.

Мои родные и друзья, делясь впечатлениями после просмотра, не высказывали такого восторга, как, например, после, выставки Левитана. Мол, многовато религии. Но для того и пишу, чтоб каждый, как и я, направляясь на Нестерова, понимал: увидите именно Нестерова, с найденной им своей Россией.

2
0
9
morskoy_anemon
28 отзывов, 32 оценки, рейтинг 60
2 августа 2013

Побывала на выставке Нестерова. Несмотря на некоторую толкотню и шумность, впечатление очень сильное. Во-первых, насколько я знаю, на ней собраны почти все значимые работы, написанные им в течение жизни. Во-вторых, до этого я очень многое видела только в виде репродукций, а это совсем не то. Интересно, что мое отношение к разным его работам несколько изменилось: я по-прежнему очень люблю его сергиевский цикл, а заволжский стал мне особенно дорог после прочтения Мельникова-Печерского, по-прежнему очень хороши его росписи храмов. По-новому я увидела его портреты, особенно, когда есть возможность рассмотреть их с близкого расстояния. Но вот духоподъемные программные полотна "про Святую Русь" как-то вдохновлять меня перестали. Может потому, что я вообще не очень верю в историософию (последние лет 20 у нас с ней туго), а может потому, что вся эта прекрасный Китеж-град через каких-нибудь десять лет утонет в звериной жестокости, мате, крови и дерьме.
Зато я наконец-то оценила Нестерова как пейзажиста. Так пронзительно и с такой любовью нашу среднерусскую природу умел писать разве что Левитан, но по-другому. У Нестерова ценно и прекрасно все: каждая хилая осинка, каждая молодая березка, каждый цветок иван-чая и полыни. И птички на дереве, и медведь в берлоге, и лисички на опушке - все в мире и гармонии. Русский бор как Эдем, освященный молитвой пустынников.
Интересные моменты: на соседних стендах висела картина "На Горах" из заволжского цикла, там, если помните, у девушки в руках ветки рябины с яркими ягодами; а рядом с ней висел эскиз к ней же - рука в рукаве, в руках те же ветки рябины - только цветущие нежными белыми цветами. Весна и осень, юность и зрелость, начало и конец, жизнь и смерть. И еще из "заволжского" - "Зима в скиту". Вокруг все белым-бело, с отдельными пятнами черного. На крыльце стоит девушка в темном плате и неожиданно ярком сарафане. Конфликт застывшего, скучного, неизменного скитского бытия с яркой молодой жизнью, которой "разгуляться негде" (помните, как именно на это жаловалась Флёнушка, эта старообрядческая Настасья Филипповна?). Обращает на себя внимание и то, что в картинах на "русскую тему" после 1917 года заметно меняется колорит и настроение. Нет больше мягкого зеленого лета, весны и ранней теплой осени. Здесь осень уже поздняя - травы, зелени, нет, листья пожелтели или вовсе опали. Много черного ,коричневого, охры, темных тонов. Небо затянуто темными, дождевыми облаками. Вместо покоя и умиротворенности - смятение, тревога, неизвестность, мрачные предчувствия. "Страстная седмица", написана в 1933 году и датирована 1914 годом - когда старый мир рухнул.

В общем, сходите, не пожалеете.

2
0
7
Евгения
46 отзывов, 78 оценок, рейтинг 137
24 мая 2013

Найти Бога в себе и Вселенной. Хотя, скорее только в себе. После этого там же открывается и вся Вселенная, и весь Космос. Бог, который повсюду: внутри и снаружи, в тебе, людях вокруг, природе, твоей стране и всём мире, Бог в искусстве, говорящий с тобой через художника Его изобразившего. Только Бог ведёт рукой талантливого человека, даже если талант этот неоднозначен, непонятен. Прекрасное не может создаваться без его помощи. Разве не так?

Выставка Михаила Нестерова "В поисках своей России" для меня больше не о поиске России, а поиске Бога в ней и в себе. Бога, который несмотря ни на что, страну нашу любит. В картинах Михаила Нестерова это чувствуешь явно. Потерявв Бога на перепутье времён, но сохранив веру в недрах подсознания, бережиливо выхоженную, вскормленную в годы лихолетья, мы всё же не потеряли Его. Страна, когда-то назвавшая себя "Русь Святая", наверно, не смогла бы по-другому. Эту веру передают картины Михаила Нестерова. Не всегда сразу цепляющие меня работы, сдержанные и порой мрачноватые, с лицами без лишнего румянца, они всплывают в памяти чуть позже, иллюстрацией к вопросам, которые шлейфом тянутся после просмотра. О стране, Боге и искусстве - как его выражении.

Художник, создавший цикл картин о житие Сергия Радонежскоого с юных лет до глубокой зрелости, и в Советском Союзе не отказался от центральной темы своего творчества, в которой Россия и вера неразделимы. И, конечно, это особенно удивительно. Уцелевший тогда, только закончивишй монументальный труд аккурат к революции "На Руси(Душа народа)" он остался верен русской природе и всему, что он видел в ней. Говоря "Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну - родину нашу!" он не лукавил.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все