Мировая слава Аниша Капура так же легко объяснима с формальных позиций, как трудно понимаема с содержательных. Собственно содержания, как такового, в его работах нет. Полностью отсутствуют сюжеты, нарратив, даже глубоко спрятанный. В этом плане он от человека евро-американской цивилизации далек. Но по части достижений в сфере творческих экспериментов с формой и материалами, он безусловно сегодня впереди планеты всей.
Огромные инсталляции, неведомые прежде художественному миру технологии, самый масштабный художественный проект, когда-либо существовавший на территории Великобритании, самая большая, самая дорогостоящая скульптура в мире, - это осязаемая сторона творчества Капура, о которой написаны сотни статей и которую легко вычленить из пестрого разнообразия современного художественного контента, но нет практически никаких объяснений тому, а что собственно представляет из себя художник? Что хочет сказать своими работами?
Во многих случаях Аниш Капур объясняет свои работы с точки зрения отсутствия материальной формы как таковой, то есть отрицания той стороны деятельности, которая вывела его на вершины известности. «Идея, выкристализированная моими работами на протяжении всей карьеры, это идея не-обьекта, отсутствующего обьекта, имматериальной части материального мира». И еще в развитие теоретической тезы отсутствующего объекта мастер пустоты, как называют его некоторые критики, поясняет: «Мне интересна идея о том, что форма в некотором смысле выворачивает себя наизнанку. Тогда лицевая сторона и изнанка представляются одинаковыми. Это то, чего мы не можем заметить, когда форма находится в привычном состоянии. Форма сама по себе находится в постоянном процессе – выворачивает и обличает свою внутреннюю сторону. Я чувствую, что именно такое понимание формы наиболее полно соответствует духу нашего времени».
Что же касается смысловой сути внутреннего содержания, которая по словам художника в результате выворачивания приходит в единство с лицевой стороной, то здесь без эзотерики разобраться сложно. Логика в данном случае не работает. Художник это подтверждает, заявляя, что ему в такой ситуации «нечего сказать».
Из всего множества блестящих и суперсовременных работ Аниша Капура, которыми одарены многие мировые музеи и художественные коллекции, наиболее близка к разгадке тайны мастера та, что называется " Вознесение". Эта работа ставшая известной после показа в день открытия Венецианской биеннале 2011 года в знаменитой базилике Сан Джордже Маджоре (San Giorgio Maggiore), построенной по проекту Андреа Палладио, представляла из себя столб белого дыма, возносимого к куполу храма. До того великий маг и волшебник неоднократно показывал эту инсталляцию в разных городах - Сан-Джиминьяно, Рио де Жанейро Сан Пауло, Пекине. И везде с одинаковой счастливой возможностью для зрителя увидеть нечто нематериальное, а по-большому счету с целью визуальной демонстрации духа, который иначе, как во все времена святым не назывался. Художник так себя и объясняет: "В моей работе то, что является и то, что кажется, часто размытo. В “Вознесении” меня интересует, как нематериальная идея становится объектом. Эта работа отсылает к библейскому сюжету о Моисее: столб дыма, столб света, в пустыне.».
Вот в таком ракурсе творческая сущность индуса Капура и суть его искусства становится понятной настолько, насколько понимаема вся совокупность многовековой философии и практики санатана-дхармы – вечного пути в вечное. А может ли кто сказать себе, что хорошо в этом разбирается?
П.Войс