Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5

Выставка
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней

Представительный, но непродуманный смотр женского искусства

Очередной опус в рамках несколько раздражающей отечественной традиции делать тематические выставки к праздничным датам. Эта сенильная юбилейность — печальный симптом бессилия кураторской мысли. И даже большие возможности выставочного объединения «Манеж» не могут компенсировать унылую концепцию. Некоторое количество амазонок авангарда, соцреализм про жизнь советских женщин из фондов «Росизо», а потом — без предупреждения — переход к феминистской современности, в которой есть много чего (от Ковылиной до Guerilla Girls, чьи тексты, правда, так и висят без перевода), но удивительным образом отсутствует одна (самая известная) феминистская панк-группа.

  • Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней – афиша
  • Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней – афиша
  • Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней – афиша
  • Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней – афиша
  • Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней – афиша
Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

3
Александра Иванова
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 34
2 апреля 2013

Прежде чем излагать свои мысли, поделюсь секретом : на тот момент я проходила в этом центре учебную практику и выполняла определенные задания для ее организации. Теперь имею честь высказаться.
Женский пол: такой странный, такой загадочный и такой прекрасный. Гендерный вопрос один из самых популярных и самых спорных вопросов в психологии и социологии. Мы часто навешиваем ярлыки, из-за чего рождаются стереотипы. Кто умнее, кто сильнее, кто выносливее - эти вопросы вечны. Конечно, можно установить какие-то закономерности: природа, обделившая женщину физической силой, наделила ее стойкостью и терпением, мужчинам же досталось более развитое рациональное мышление, тогда как у женщин оно более творческое. Пора прекрастить эти пересуды и придти к следующему выводу - мы просто разные. Женщин и мужчин нельзя сопоставлять как нельзя сопоставлять Солнце и Луну, и хотя они, часто служат антиподами - относятся, все-таки, к разным категориям.
Но почему за место в жизни всегда боролись именно женщины, почему именно они доказывали свое равенство? Возможно дело в изначальном женском предназначении, обусловленном физиологией - женщина продолжительница рода, мать, хранительница очага и спутница мужчины, вынужденная искать у него защиту и кров, она - как дополнение. С тех пор так и повелось, но со времен первобытности многое поменялось, а вот физиология и порядки остались.
Однако женщины с тех времен многого добились : получили юридические права, возможность иметь образование, работать. К сожалению, иногда у мужчин возникают архаические мысли касаемо слабого пола, когда она становится на ступень выше его: почему какая-то баба может, а я нет? Стереотипы есть,и они просто так не исчезнут, скорее всего никогда. А ведь это неправильно.

Однако задача выставки - поднять женщину в глазах мужчин и показать, что она ничем не уступает ему, изначально неправильная, и именно это стремление вызвало у меня сильное раздражение. Не надо сравнивать себя с мужчинами, не надо делать из него ориентир своей деятельности. Докажи, какая ты женщина! Запомните эту мысль, я к ней вернусь.

Композиция размещалась очень интересным образом: на самом первом этаже РиКа располагалось современное искусство, на втором - советское, на третьем - авангард. Учитывая специфику здания, спроектированного Б.Иофаном, можно заметить, что поднимаясь по ступеням все выше и выше и проходя из зала в зал, ты ощущаешь какую-то магическую силу времени, уносящую тебя в самый пик своей высоты. Ты движешься вверх от эпохи к эпохе, и твое воображение невольно рисует тебе образ более глубокого прошлого поднятого вопроса о женском предназначении.

Скажу честно : женщины современности наиболее точно уловили суть моих соображений. Были, конечно же, и совершенно бесполезные инсталяции, попавшие на выставку только благодаря женскому авторству, но меня, бесспорно, сразил видео арт Кристины Лукас. Почему сразил? Потому что женщина в нем является тем самым, чем она родилась : прекрасным, почти неземным образом свободы и очарования, который мужчины жестоко растоптали. Именно в этом видеоролике женщина является собой, она не просто женщина, она - Женщина с большой буквы, она само ее воплощение. Еще я отметила работу Антошиной "Я чайка" являющейся памятником знаменитого полета в космос Валентины Терешковой. Она не женщина-мужчина, она осталась собой, женщиной, романтизировавший этот подвиг своим женским обаянием без капли намека на мужской лоск. Остальные же работы, Броше, Ковылиной, Ахметгалиевой,Звездочетовой, по сути, излюбленная борьба со стереотипами и социально-бытовыми проблемами, которые просто не возникнут, благодаря искусству Лукас и Антошиной.
Зал советского искусства. К моему ужасу -ничего. Нет, работы по отдельности, весьма не дурны, я бы сказала, ремесло отличное. Но! Женщина у станка, женщина-монтажница, женщина-ткачиха, женщин-тяжеловес... Опять,опять, опять погоня за мужчинами. Обязательно крепки телом, обязательно - сведенные в праведном гневе брови, поджатые губы... Да не надо показывать женщину как рабочую силу, не надо! Зачем?! Покажите женскую душу, ее индивидуальность, жертвенность, материнство, а не то, что она может тягать сто килограммовые железки! Опять-таки, выделю любимицу, Янисон-Манизер, превосходно воплотившая красоту женского тела в бронзе. Ее работы - не погоня, это вольный шаг по собственному, исконно женскому пути, а не попытка догнать мужчину.

Авангард. Но тут совсем печально. Услыхав такие громкие фамилии как Розанова, Попова, Экстер, Удальцова, я просто безумно обрадовалась.
В результате: ни художественной индивидуальности, ни известных работ, а их обычная ремесленная , рабочая деятельность - рисунки по тканям, их схемы платья и прочее. И снова - женщина не индивидуальность, не Художник, а обычный винтик в механизме рабоче-пролетарской жизни.

Вывод: самое главное в каждой выставке, в каждом проекте - концепция. Ее необходимо понять, прежде чем выставлять. Для того, чтобы придумать тему, надо хорошо вникнуть в нее и понять,что ты, как организатор, хочешь донести. Мне категорично не понравилась идея "уравнения" женщин и мужчин, напротив, было просто необходимо показать ее собственный путь.

2
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все