Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Выставка
Украшение красивого

Авангард как китч

За красоту в ХХ веке художнику приходится оправдываться. Маньеризм, академизм, барочные излишества художники заклеймили еще в начале ХХ века — и только с наступлением постмодернизма стали позволять себе расслабиться. Может, и зря. Прекрасное должно было стать прекрасным до приторности, дойти до абсурда и признать свое сродство с низкой культурой китча, чтобы в таком гротескном виде прокрасться обратно в передовое искусство. Зато теперь его оттуда не выманишь. Эту запутанную историю на примере русского искусства (неоакадемиста Кошлякова и бисерного рукодельника Цветкова, скажем) прослеживают кураторы Третьяковки.

  • Украшение красивого – афиша
  • Украшение красивого – афиша
  • Украшение красивого – афиша
  • Украшение красивого – афиша
  • У�крашение красивого – афиша
Декоративно-прикладная, Живопись, Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

9
ДАНИЛА БУЛАТОВ
22 отзыва, 88 оценок, рейтинг 14
19 декабря 2012
Тотальный лубок

"Украшение красивого" – абсолютно гениальный кураторский проект Кирилла Алексеева и Кирилла Светлякова, выросший, конечно, не столько из традиции русского авангарда начала века (как пытаются нас уверить в официальном пресс-релизе), сколько из выставок товарищества "Искусство или смерть" (самый конец 1980-х), одна из которых так и называлась "Украшение красивого" – на ней показывалась одноименная серия работ Валерия Кошлякова. Эта серия представлена и здесь и раскрывает творческий метод кураторов нынешней выставки в Третьяковке: взять обыкновенный китч, добавить немного искусства и получить гремучую смесь откровенного трэша, взрывающего мозг любого «чуть-чуть любителя» искусства. «Пощечина общественному вкусу» – по-другому и не охарактеризовать замысел кураторов (а вот тут уже привет кубофутуристам), которые осмелились не только представить в Третьяковке (читай: Святая святых) Китч с большой буквы, не только уравнять (читай: унизить) с ним в правах самого Кустодиева или Гончарову (!), но ещё и выдать это всё за… искусство (ах, обморок).

Работы, представленные на выставке – сами по себе чистейшая фантасмагория. Пока в комментариях к данной рецензии меня не разубедили в обратном, я даже полагал, что главный «поставщик» «подлинных примитивов» - музей Традиционного искусства народов мира - попросту вымышлен. По счастью, это не так (см. ниже). Но будь это очередной уловкой кураторов, ничего бы не поменялось, потому что – все знают – подлинный примитив так и выглядит (не было бы музея Традиционного искусства, тут и придумывать ничего не надо - достаточно было бы заглянуть на прилегающий к ЦДХ ремесленно-художественный развал). Остальные работы, имеющие авторство (тут и Звездочетов, и Кошляков, и Авдей Тер-Оганян, и Пузенков, и многие-многие другие) выступают в категории «высокого искусства», но все это ровным счетом ничего не значит, потому что выставка по сути превращена в какое-то ГЛОБАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КИТЧА. Внутри этого своеобразного «лубочного энвайронмента», конечно, существуют разные полюса: с одной стороны, безымянный автор картины «Тройка с охотниками», с другой – всё тот же Кустодиев или Кончаловский («Миша, сходи за пивом»), но вот только заряд у этих полюсов какой-то подозрительно одинаковый получается… где «плюс», где «минус» – не разобрать совершенно. Видимо в этом и состояла задумка организаторов выставки: сбить всех с толку и натуральный трэш-арт представить в виде тотальной инсталляции, в рамках которой опошляется (точнее, сводится к единому китч-знаменателю) даже такие в общем-то эстетские работы, как, например, инсталляция «Просвет» Аннушки Броше (навеянная экорше Гудона). Захватить внимание, подчинить все себе – основа стратегии китча, с блеском продемонстрированная на выставке. В общем, теперь ходишь, смотришь на (вроде бы) Искусство – ну, например, на Шагала, и думаешь: «Да чёрт возьми – и это китч!».

7
0
9
Serge
42 отзыва, 63 оценки, рейтинг 79
25 января 2013

Где заканчивается искусство и начинается китч? Или, наоборот, где заканчивается китч и начинается искусство? А ведь в эпоху поп-арта они, и правда, плавно перетекают друг в друга.
Крайне стебная, смешная, умная выставка на академической площадке доказывает, что и со вкусом, и с чувством юмора у работников Третьяковки все в порядке.
Итак, "Мишки в сосновом лесу", вытканные на затертом, будто только что снятом со стены коврике, соседствуют с Виноградовым & Дубосарским, Кончаловский переходит в Звездочетова, Гончарова - в Шурипу.
Выходишь в состоянии культурного шока. Все смешалось - где низкое, где высокое? Где искусство, а где фарс? На основную экспозицию после этого лучше не ходить, а то недолго и в ересь впасть, и отпустить что-нибудь язвительное про Кандинского или Малевича ))

2
0
9
Таня Гусарова
39 отзывов, 41 оценка, рейтинг 76
3 января 2013

«Налетай, торопись, покупай живопИсь!» – эти бессмертные гайдаевские строки вспоминаешь сразу, как только нога вступает в пространство выставки «Украшение красивого» в ЦДХ на Крымском Валу.
А кто-то вспомнит комнатку тети Сони (или бабушки Фени) и круглый стол, покрытый плюшевой скатертью в розами или раскрашенной клеенкой, и прикроватный коврик с лебедями или целующимися голубками. В общем, комнатку, напичканную теми предметами, которые выдавали якобы дурной вкус хозяев. А если учесть, что чуть ли не в каждом доме были и эти коврики, и эти открытки «Дарю тебе – подари и мне», и слоники... Кажется, все это называется китч. Или лубок. Или псевдоискусство.
Вокруг – многочисленные варианты «Охотников на привале». «Богатырей». «Аленушки». А где еще увидишь лопату, расписанную под гжель! Ну а милые дамы за… при посещении обязательно вспомнят, как «собирали артистов», здесь представлены фотографии кумиров. А как порадуются поклонники певца В. Цоя, увидев журнал «Искусство и театр» за 2022 год. Еще бы: в нем рекламируется балет «Виктор Цой» на сцене Большого театра. Ни больше ни меньше.
Китч здесь соседствует с авангардом. Мирно.
Мне же очень понравился раздел «Выбор народа». Авторы представленных картин В. Комар и А. Меламид провели социологический опрос народов разных стран, что хотели бы увидеть люди на картинах (лучшая картина для России (Кении. Америки и т.д.) и что НЕ хотели бы (худшая картина для России, Кении. Америки и т.д.). Итог получился занимательным. Что бы вы думали хотел увидеть русский народ? Разумеется, медведя, лес и еще … а вот и не скажу. Подумайте, что хотели бы увидеть ВЫ, и потом, при посещении сопоставьте свои представления с народными. Совпадают ли они с, так сказать, социальным заказом.
Псевдоискусство и сейчас процветает. Только вместо лебедей - Мерилин Монро и другие дивы кино и театра, звезды шоу-бизнеса в соответствующей трактовке, и это тоже представлено на выставке.
В общем, скучно не будет.

2
0
9
Параскева Пятница
34 отзыва, 56 оценок, рейтинг 33
17 февраля 2013

Очень весёлая выставка! Сильно поднимает настроение и заряжает позитивом. Только ни в коем случае не надо на неё ходить, как на основную экспозицию Третьяковской галереи, пристально разглядывать мазок художника в бинокль или стоять часами с серьёзным видом напротив одной картины, почёсывая подбородок и бормоча что-то на подобии "хм...". Это искусство не про это и не для этого. Это современное искусство, в котором более важное место занимает идея. А все идеи и задумки произведений, собранных на выставке репрезентуют нам китч, да, да, тот самый великий и ужасный прекрасный, который получается, если взять красивое и сделать его ещё более красивым. Наверное, это знакомо всем любителям далматинцев на розовом фоне. Что может быть лучше супрематизма? Только меховой супрематизм! И много других всяких шуток и приколов с искусством.

1
0
1
Валерий Шторм
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 4
30 января 2013

"Мы не можем сказать, что такое искусство, но мы способны отличить не искусство". Т. Адорно.
Смешение на одной выставочной площадке произведений искусства и не искусства вызывает неприятное ощущение обмана, причем, не шутливого обмана-розыгрыша, а какого-то мошенничества. Это явно намеренный шаг организаторов выставки, направленный на продавливание определённых произведений в надежде, что всё, показанное в Третьяковке, автоматически получит статус произведения искусства. Критерий новизны никогда не был главенствующим и использовался только для "привлекательности" в процессе продаж. Уверен, что в Третьяковке достаточное количество высококвалифицированных искусствоведов и экспертов, считающих своим долгом изучение и сохранение русского искусства без разделения его на "старое" и "новое".

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все