Москва
8.1

Выставка
Петр Нилус

Качественная эмигрантская живопись

Одессит-эмигрант Петр Нилус не так хорошо известен, как какие-нибудь Коровин, Григорьев, Яковлев и даже Фешин, к которому Нилус ближе, чем к первым трем, по своему стилю, эклектично-мастеровитому, реалистическому в основе, но с напылением разных оттенков модернизма. В этой очень ремесленнической, но трогательной живописи мерцают очень поздние (Нилус эмигрировал в 1920-х, а умер в начале 1940-х) модуляции мирискусственничества и постимпрессионизма, интересные именно своей очевидной запоздалостью.

  • Петр Нилус – афиша
  • Петр Нилус – афиша
  • Петр Нилус – афиша
  • Петр Нилус – афиша
  • Петр Нилус – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

7
_Shunia_
42 отзыва, 66 оценок, рейтинг 97
10 января 2013

Новое для меня (и видимо не только для меня) имя. Хотя, конечно, знакомое по любимому стихотворению И.Бунина "Одиночество". Внук генерала, участника войны 1812 года, друг Бунина. Нилус - фамилия отчима. Выставка хорошая, работы очень интересные, особенно понравились в Белой серии "Белый сервиз", "Белый сервиз и нарциссы", а также "После дождя", "Буживаль зимой", "Дама в красном", "Синяя ваза с белыми цветами", "Синий натюрморт с апельсинами". Фотографировать - нельзя (не Лувр же). В картинах некий секрет - то отражение вазы с цветами на полированном столике - ваза - есть, цветов - нет, то тени, падающие на пейзаж - от паровоза, которой не нарисован... На выставке около 50 работ парижского периода, можно кое-что посмотреть в интернете. Советую посетить выставку, а то придется ехать в Воронеж. Народу - немного, в новогодние каникулы все стремились попасть в основное здание Третьяковки.

3
0
7
Ксения Горбатюк
10 отзывов, 39 оценок, рейтинг 21
14 февраля 2013

На выставке «Петра Нилуса», проходящей в ГТГ , можно проследить творческий путь художника. Петр Нилус - Воронежский художник, малоизвестный современной публике. На выставке представлены его живопись, акварель, пастель. Но основное собрание его работ, состоящее из 73 произведений, находится в основном фонде Воронежского областного художественного музея им И.Н. Крамского. Известно, что Петр Нилус учился И.Е. Репина, но, на мой взгляд, в его работах не прослеживается никакого влияния этого гениальнейшего мастера. В работах мастера уже сформировалась творческая индивидуальность.
Художник работает в основном акварелью и маслом. И наблюдается такая тенденция: его картины маслом получаются намного темнее, суровее, нежели же акварельные работы, полные жизни и свежести.
Творческий путь мастера долог и непрост. Автор сменяет несколько стилей, прежде чем найдет то, что, на мой взгляд, больше всего ему подходит. В 1890- е годы он ориентируется на передвижников, затем он переходит от реализма к индивидуализму. Зенитом же его творческой карьеры я считаю символико-романтический или «ретроспективный» стиль. Необыкновенны его акварельные работы, главными героями которых являются галантные кавалеры и их дамы, гуляющие в парках и встречающие рассвет на природе. Работы сочные, возможно, не такие динамичные, как хотелось бы, но это и придает им особый шарм; за счет особого цвета и некой камерности образы получаются чуточку игрушечными, но которые дышат полной грудью.
Работы Петра Нилуса 30-х годов «современны». Пейзажи и натюрморты в основной своей массе написаны в темных тонах и от них веет пессимизмом. Городские работы же имеют особое настроение: радость и ритм жизни, чувственность. Примером этого являются следующие картины «Шоссе де ля Мюэтт», «Строящийся дом». Мне бы хотелось выделить несколько работ, а именно: « Поэт осенью», «Берег моря в снегу», «Одинокая прогулка». Все они относятся к 1930 – м годам, и от них веет неумолимым одиночеством, романтичной меланхоличностью; у них темный колорит, но они не отталкивают своим настроением, а наоборот притягивают зрителя.
Творчество Петра Нилуса заслуживает внимания. Оно самобытно, «ярко» в тоже время «полно темноты». Его мир безгранично разнообразен: в нем с одной стороны, присутствует юношеская романтика, а с другой стороны мистичность. Две разные стороны одной медали сочетаются в нем достаточно гармонично.

1
0
9
Александр Двизин
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 28
9 марта 2013

Эта выставка одна из лучших, если не самая лучшая, что проходят в Москве. Когда хожу на выставки, то всегда выбираю две-три работы, которые хочется «унести» домой. Бывает, что брать нечего. А с выставки Нилуса хочется забрать с собой почти все.
Прекрасны работы, относящиеся к так называемой «белой серии»:
«Большой натюрморт», блистательный «Белый сервиз», Снежные пейзажи с укрытыми от морозов кустами роз…
Морские пейзажи… «Порт» с очень запоминающимися лодками, выпирающими из правого угла картины.
Все работы, представленные на выставке, написаны художником, когда он жил в эмиграции. При всей живописности, в них чувствуется трагизм и холод.
Я смотрел на «Автопортрет в котелке» 1935 года, и думал – почему в эмиграции лица русских художников, особенно мужчин, меняются. Не только годы откладывают отпечаток, но еще что то существенное, какая то внутренняя боль, и это «что-то» доносится до нас сквозь время.
«Видно каждый человек должен жить и умереть на Родине, только тогда его жизнь будет настоящей», писал П. Нилус в одном из писем
Но, на мой взгляд, самая - самая нилуская работа, это «Синий натюрморт с апельсинами», 1929 года. Она как привет из одесского периода жизни художника. Ведь существует два Нилуса - до эмиграции, в 1919 году, когда художнику было 50 лет и после отъезда из России, то есть из Одессы. Тот, первый Нилус, в большей степени является «поэтом живописи». И « Синий натюрморт» притягивает, завораживает и опьяняет.

«А че так мало?!», прочитал я самый краткий и емкий комментарий в Книге отзывов о выставке картин Петра Нилуса.

Александр Двизин

0
0
7
Galina Blok
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
27 декабря 2012

Хорошая эмигрантская живопись,не такое сильное впечатление,как от Фешина,но прекрасный отдых.Ощущение сильного одиночества,может быть,это ощущение вызвано
стихотворением Бунина,посвященного Нилусу.Понравились натюрморты "Белая серия",городские пейзажи,фигуры женщин в красных платьях.Можно было бродить
по выставке,погружаясь в каждую работу,получая удовольствие от увиденного.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все