Выставки Москвы

Выставка Клин-8
16 ноября – 25 декабря 2012

7.2

Отзывы пользователей о выставке «Клин-8»

Фото Эмилия Деменцова
отзывы:
135
оценок:
140
рейтинг:
148
9

Гении места
В Москве открылась необычная выставка в необычном месте.

Древние верили, что у каждого места на земле есть свой добрый дух и покровитель. Его так и называли – «Гений места». Магия и притягательная аура пространства порой необъяснимы. Эти невидимые материи сотканы под влиянием истории, среды и времени. В театре это проявляется как нигде, ведь в его стенах каждый вечер трудами художников, энергией актеров и общими устремлениями всех участников спектакля рождается вечно новое «пространство в пространстве». Неудивительно, что Союз театральных деятелей открыл в своих «недрах» новое-старое место и превратил его в место действия. Место – «Боярские палаты». Действие – выставка молодых театральных художников «КЛИН».
Проект «КЛИН», несмотря на юность, имеет свою историю. Впервые представленный на суд публики в 2001 году «КЛИН 1» прошел под девизом: «Художник театра - художник пространства». Девиз этот, кажется, вполне уместным и для выставки нынешней. Последующие ежегодные выставки следовали наперекор поговорке «Клин клином вышибают». Каждый из «КЛИНьев» память по себе оставил: будь то «КЛИН 2» с его игрой со смыслами слова CLEAN – ЧИСТЫЙ, или «КЛИН 7» . вовлекший в выставочное пространство молодых кино-художников.
Единым «КЛИНом» летят ученики разных школ и мастеров: студенты и выпускники постановочных и театрально-декорационных отделений Школы-студии МХАТ, РУТИ (ГИТИС), МГАХИ им. В.И. Сурикова, МГАХУ памяти 1905 года. На выставке представлены эскизы, макеты декораций, костюмы, наброски и фантазии на бумаге на тему самых разных пьес и сюжетов драматического и музыкального театра. «КЛИН» - смотр, а не соревнование. Кажется, в его пространстве нет «лучших» и «талантливейших», так органично увязаны между собой работы его участников. Путь выставки, петляющий, полный темных углов и неожиданных поворотов (таково строптивое пространство «Боярских палат») - это не только путешествие в пространстве, но и во времени: от декораций к античным драмам до «новой драмы»; от Эллады до России; от камерного спектакля до современной оперы. Есть в этом своя интерактивность, обошедшаяся без «гаджетов» и «девайсов», созданная по-старинке головой и руками.
Название «Боярские палаты», сулящее роскошь и великолепие убранства, оказалось пространством совсем «непричесанным», подвальным на вид. Кирпичи, дыры в стенах, фрагменты проволоки, пыль времен,- все это, неожиданное и завораживающее, выглядит как очень дорогая декорация. Кажется, здесь больше археологического, чем архитектурного. Пережившее века это пространство так и оставалось бы не жилым, но благодаря молодой свежей энергии оно преобразилось и ожило. Кирпичные своды заиграли с макетами сцен, каменные впадины обжили образцы сценографии. Музейный дух был, к счастью, выветрен: никаких веревочных барьеров, табличек «руками не трогать» и строгих смотрителей. Смотрители – это зрители – гости выставки, которые в отличие от зрителей в театре имеют возможность рассмотреть декорацию со всех сторон: «с четырех сторон - хоть живот крести; / с точки зренья ворон, с пяти».
«КЛИН» под номером восемь превратил свой порядковый номер в знак бесконечности. Хочется верить, что бесконечность это и отведенный ему срок и потенциал его участников. Витиеватое пространство покорено, следующий шаг – на подмостки. «КЛИН» - всякий раз премьера и предвестник премьер одновременно. Макеты оживили каменные своды, и многие из них обретут (уже обрели) натуральную величину. Их, доросших до сцены, наполнят жизнью другие создатели спектаклей. Но главное – зрители. Их ждут.

0
Фото Оксана
отзывы:
10
оценок:
36
рейтинг:
3
9

«КЛИН» вбили в «Боярские палаты».

15 ноября с открытия выставки молодых художников театра КЛИН8 в Москве появилась новая арт-площадка «Боярские палаты» — необычное помещение Союз театральных деятелей. Неприкрытая кирпичная кладка и сводчатые потолки 18 века гармонично оттеняли работы студентов-сценографов. Как сказал на вернисаже известнейший театральный художник Станислав Бенедиктов, обращаясь к своим юным коллегам: «Театральные художники подчиняют себе пространство, и вы его себе подчинили. Эта рабочая атмосфера, которую мы видим вокруг, напоминающая мастерскую, сегодня превратилась в настоящий праздник, праздник творчества и молодой энергии». Поддержал его и Генеральный директор театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов: «Иметь такое пространство просто фантастика. Если короткой фразой определить впечатление от выставки, я бы его сформулировал так: хорошие учителя и хорошие ученики».

Работы студентов театральных мастерских Школы-студии МХАТ, РУТИ (ГИТИС), МГАХИ им. В.И. Сурикова, МГАХУ памяти 1905 года отличались разнообразием жанров и стилей, на выставке были представлены проекты как второкурсников, так и дипломные работы, как уже воплощенные на сцене, так и ученические. Как сказал руководитель мастерской ГИТИСа Виктор Архипов: «Времени на подготовку выставки было мало, и каждый показал здесь самое лучшее. Но на будущий год давайте выберем одну тему, например, музыкального театра».

При этом не только макетами художественного решения спектакля ограничивается экспозиция КЛИНа, здесь представлены и вполне профессиональные эскизы, рисунки, графические работы, костюмы, бутафорские атрибуты спектакля, инсталяции. Среди участников КЛИНа ученики таких маститых художников-сценографов, как Станислава Морозова, Виктора Архипова, Станислава Бенедиктова, Владимира Арефьева, Виктора Шилькрота, Алексея Кондратьева, Татьяны Спасоломской, Михаила Дмитриева.

Куратор выставки Инна Мирзоян, комментируя название проекта, отвечает так: «Клин, с одной стороны, это остроконечный конус, острый угол, который несет с собой новизну, дерзость, творческий эксперимент, а, с другой стороны, клином за вожаком летят стаи, и для нашей выставки студенческих работ, этот образ также является символичным, ведь каждая работа представляет собой совместный проект ученика и учителя».

В этом году выставка проводилась уже в восьмой раз, первый КЛИН стартовал в 2001 году и был призван, во-первых, поддержать молодых художников театра, а во-вторых, показать широкой публике работы сценографов, как самостоятельный вид искусства. С течением времени задачи у КЛИНа не изменились, разве что выставка сузила круг своих участников, ограничив его исключительно студентами, благо достойных работ, как показал КЛИН8 хватает, чтобы заполнить такое огромное пространство как «Боярские палаты». Вот только профессиональное «критическое» сообщество оставило выставку практически без внимание, искусствоведы отсылают к театралам, театралы к искусствоведам, получается, что профессия театрального художника существует, а профессионально оценивать ее не кому. Хотя молодым участникам КЛИНа пока вполне хватало внимания коллег по цеху, почти все мастера почтили выставку своим присутствием и охотно делились своими впечатлениями и комментариями.

Что ж, в данном конкретном случае, выражение «клин клином вышибать», будет хорошим пожеланием долгих лет проекту и выставочной площадке, которая теперь открыта для новых идей. Так, уже 19 ноября в интерьерах выставки, вход на которую, кстати, свободный для всех желающих, состоится дискуссия на тему «Театр в сети», посвященная сайтам театров и театральных проектов. А 5 декабря стартует новый проект СТД «сквозное действие», в рамках которого известные режиссеры будут разбирать вместе с аудиторией пьесы классической и современной драматургии.

Выставка же продлится до 25 декабря.

0

Галерея