Выставка "Русский Леонардо" об отце Павле Флоренском - мемориальная, камерная и совсем не соответствует своему громкому названию. Портрет В.Комаровского хорош, но почему нет нестеровских "Философов"? И как может вращающийся куб - инсталляция, сама по себе, возможно, и интересная - объяснить сложнейший труд отца Павла о мнимостях в геометрии? Да и работа по обратной перспективе могла бы быть представлена гораздо масштабнее и поставлена в контекст других исследований и находок на ту же тему. Почти не представлена та среда, в которую был погружен Павел Флоренский, люди, с которыми он общался - а ведь это были Андрей Белый, о. Сергий Булгаков... В отстутствие внятной концепции, широкого контекста и разумных комментариев русский Леонардо остался, как и был, герметичным. После посещения выставки к моему полузнанию о Флоренском, увы, почти ничего не прибавилось. Кроме, пожалуй, сведений о семейной жизни и цитаты о том, что "в отчетливом, ритмичном делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствие самым глубоким, может быть, источником творчества".
Что ни цитата на стенах выставочного комплекса - хочется все полностью запомнить, настолько слова емки, значимы, глубоки и актуальны! Но все-таки выставка рассчитана на посетителя, знакомого с творчеством Флоренского. Сделать из нее вывод о его литературных работах нельзя: нет ни их названий, их основные содержательные характеристики также не приведены. Зато много фотографий из архива семьи, странички рукописей и несколько ценнейших рисунков, дающих то самое представление, насколько многогранно было творчество автора, как образно и в то же время математически четко он мыслил. Запомнилось наглядное изображение слова и его значения, при этом "тело" (морфология) слова - то, что принято представлять как нечто внешнее, то - что "видно", у о.Павла, напротив, суть его внутренняя основа. С внешним миром же, по его рисунку, соприкасается содержание - значение слова, которое и способствует распостранению и взаимодействию. Еще я узнал, что Флоренский писал стихи (надо бы раздобыть и почитать как-нибудь) и собирал фольклор: пословицы и поговорки.
Ничего не понял. Каков замысел, что нам хотели рассказать, какие глубины творчества и жизни раскрыть? Прямое сравнение с Леонардо совсем не понял, буду читать отдельно, пока просто пустота.