Москва
7.7

Выставка
Дмитрий Жилинский

Московский тонкач
  • Дмитрий Жилинский – афиша
  • Дмитрий Жилинский – афиша
  • Дмитрий Жилинский – афиша
  • Дмитрий Жилинский – афиша
  • Дмитрий Жилинский – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
14 ноября 2012
Московский тонкач

Жилинский однажды (журнал «Юный художник», №12 за 1989 год) объяснил «Черный квадрат» не хуже знаменитого определения Бенуа — «икона царства Хама». «Черный квадрат», объяснил Жилинский, это как полет Гагарина в космос: подумаешь, один виток, но ведь лучше теперь ни за что не сделать, — вот так и «Черный квадрат»… Ценитель старых мастеров, Кватроченто и фламандского Ренессанса, стриженный в скобку — сам как персонажи его любимых Пьеро и Сандро, — однако же, ясно понимал и давал другим понять, зачем в этой сфере вообще дела делаются.

Дмитрий Дмитриевич к тому времени обладал званиями заслуженного деятеля искусств и народного художника, дальше было только звание Героя Социалистического Труда. И понятно было, что Героя Соцтруда Жилинский ни за что не получит, никакой Герой Соцтруда из Жилинского именно потому, что слишком уж он ценитель старых мастеров. Это не очень-то социалистично. Ретроспективизм Жилинского тешил эстетическое чувство и напрягал идеологическое: вот ведь какой, почти нонконформист. Жилинского публиковали в популярных советских журналах как раз в этом смысле — потому что живописец, конечно, ах-ах, какой тонкий, образованный, классицист. Но классицист слишком уж; консерватор; современность у него видится в вечных аллегорических сценах — получается не очень современно, получается спорно; спорить в советской идеологии полагалось теоретически правильным, но практически опасным. Жилинский спорил. За двадцать лет до того, как он закрепился на обложках «Крестьянки» и «Юного художника», Жилинского не понимали вообще. Жилинский когда стал писать ретроградной темперой, то его первую темперную вещь, первого Жилинского-как-он-известен — семейный портрет «У моря», 1964, — поместили при развеске в разделе графики, идиоты; Жилинский тогда же показал, как можно темперой и многометровые вещи делать — и в том же году написал «Гимнастов СССР», великолепную парадную вещь. Его ведь изначально готовили фрески писать, мелкий формат для него изначально не то, трудоемкость работы это как необхо­димое условие… Трудоемкость, выраженная в рисунке каждой выписанной травинки, каждой волосинки, опять же, ценилась читателями «Крестьянки».

Не странно ли, это первая выставка Дмитрия Дмитриевича в Петербурге. «Гимнасты», поскольку в собрании Русского музея, на выставке есть. «У моря», поскольку в Третьяковской галерее, на выставке нет — от Третьяковской галереи, по обыкновению, на выставку в Русском музее не попало ничего. Не привезли и «Воскресный день», 1974, ГТГ, — это странное семидесятническое искусство, где живой мотив обязательно связан иносказанием; есть похожая по аллегоричности картина «Под старой яблоней» — но это в плане только аллегории.

0
0

Отзывы

9
Владимир
10 отзывов, 18 оценок, рейтинг 9
12 декабря 2012

Первая ассоциация, которая посещает при входе в зал это - "Боттичелли вспомнили...". Конечно пространственное построение полотен сразу отсылает Вас к этому метру эпохи раннего Возрождения и к его коллегам по кисти. Но затем начинаешь понимать, что это просто такой способ восприятия пространства, жизни и не побоюсь этого слова души человека. И этот способ созвучен жизнерадостности и оптимизму мастеров ранней эпохи расцвета живописи как таковой.
И этот оптимизм заражает Вас и дарит Вам замечательные моменты.
Очень рекомендую посетить.

1
0
7
Наталья Черных
63 отзыва, 69 оценок, рейтинг 41
25 декабря 2012

Выставка живого классика. Вот они – эпические гимнасты, философская согбенная старушка с яблоками, очаровательная ветка магнолии, автопортрет, наверно, студенческий …Но потом - сын с голой попкой, жена в Сочи у окна, мы на пляже в Греции, внук с голой писькой, друзья семьи, мне 40, 50…80.И выходишь с выставки с тем же чувством облегчения, с каким закрываешь чей-то толстый семейный альбом с бесконечной чередой любительских снимков, интересных только узкому кругу домочадцев. В рецензии на выставку в Третьяковке: «Жилинский работает в русле классической живописи. Он безупречно владеет рисунком, его композиции продуманы, светотень фактурно передает объем фигур». Да, наверное, все это есть. Но одной техники, даже виртуозной, мало; недостаточно следование стилю, даже если это Ренессанс или древнерусская иконопись. Мы знаем огромное количество полотен с изображением детей и женщин у окна – и они нас волнуют, мы переживаем, воспаряем и окрыляемся… Но если художник не поднялся до обобщения, до создания образа, а замкнулся в своих, личных переживаниях, то даже если он и что-то «формирует новое», он не встретит отклика у зрителя, не посеет в его душе доброго и светлого. Л.Н.Толстой: «А самый опытный и искусный живописец-техник одною механическою способностью не мог бы написать ничего, если бы ему не открылись прежде границы содержания».
Н. Черных

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все